Еще говорится – Что будет? Чем сердце успокоится?
При наличии проблем и желания их решить есть простая схема, дающая положительный результат. Схема простая, но ее составляющие сложные и требуют анализа.
Первый блок схемы – проблема (проблемное состояние) и ее точное описание. Второй – желаемое реальное состояние. Между этими двумя блоками – конкретные меры, принимаемые для решения проблемных вопросов.
Простая схема, не правда ли? Однако, ключевое слово первого блока «точное». Т.е., анализ проблемного состояния должен быть проведен объективно и разносторонне. А это довольно сложное занятие. Сложность последнего блока заключается в постановке конкретных задач и их реальности. Т.е., желаемое состояние проблемной системы должно быть реально выполнимым. Стало быть, и меры, промежуточный блок, должны быть реальными с разумными временными периодами их выполнения.
Для чего эта теория? Да просто сейчас имеется проблема в писательской среде, литературе, которую собираются разрешить, в том числе и с помощью господдержки, в большей части Союзу писателей Беларуси. На недавнем съезде этой организации поднят целый ряд проблем, которые, к сожалению, не услышали некоторые присутствующие там министры.
К чему сводится их перечень?
1. Огромный возрастной дисбаланс: подавляющему числу писателей – за шестьдесят.
2. Издательские проблемы писателей вообще и начинающих в частности.
3. До неприличия малые тиражи «толстых» журналов, их «клановость».
4. Отсутствие высокохудожественной литературы, способной отражать современные процессы, выявлять «героев нашего времени». Болотный застой в литературе.
5. Раскол писателей за последнее десятилетие позволяет оценить этот период, как самый позорный и бездарный в истории белорусской литературы.
6. Отсутствие всякого интереса к писателям и писательским структурам соответствующих министерств и высшей власти.
7. Престиж писателя «опустили» до самого низкого уровня за последние десятилетия. Наверно, в таком положении не были даже в известный период девяностых военные. Слова «писатель», «пісьменнік» стали фактически ругательными.
8. В писательском объединении применяется советский подход к управлению, и решению проблемных вопросов. Многие члены правления практически не принимают участия в его работе.
9. Очевиден потребительский подход к участию в своем объединении.
10. Огромное число писателей использует творческие запасники. Пожилые люди не могут понять современных процессов. Молодым – не пробиться за пожилыми и кланами.
11. Выявлено странное молчание государственных СМИ и ТВ в отношении писателей, их проблем, пропаганды достойной литературы, которая несмотря ни на что имеется в наличии.
12. Отсутствует отлаженный механизм, позволяющий продвигать начинающих, талантливых писателей, рекламировать их произведения и произведения других писателей.
13. Не используются возможности Интернета.
14. Власть, в лице Президента Александра Лукашенко наконец-то обратила внимание на писателей, их проблемы и застойные явления в литературе. Выдан кредит доверия.
Вот тот примерный блок проблем, который следует из выступлений на ІІ Съезде СПБ и последних событий. Будет ли это всё, или хотя бы что-то отнесено в прошлое, покажет время.
Есть молодежь среди писателей. Их нужно направлять, поддерживать, развивать. Развивать по мировому масштабу, давать доступ к редким литературным/информационным источникам, в частности оригиналам, иностранной литературе, предоставлять возможности в изучении родной культуры и иностранной — для исследований и сравнений. Оказывать поддержку в образовании.
Раньше в очередях стояли за апельсинами, но книг читать у меня в детстве было много и проблем не было с выбором и наличием. Деньги всегда находились на литературу и у издателей, и у читателей. Сейчас уровень полиграфии низкий по сравнению с европой, уровень творчества приблизился к бизнесу. Хотя в советское время за книгу машину можно было купить. Дело в другом. В интересах общества — голову повернули в сторону экрана тв и компьютера. Разленились читать, не хватает воображения, потому умные книжки не по зубам народу, а глупые бульварные романы вне конкуренции, потому умные писатели не востребованы, гениальные творения словно белый шум для многих.
Стоимость журнала не по карману. Проблема с читателями. Читают модные глянцы и аппетитные булко-травки, разгадывают эрудитные сканворды — вроде бы и народ неглупый значит.
Кого отражать в высокохудожественной литературе? В советское время дворника почитали в книжках, уважали за чистоту города, про цветик-семицветик писали. А теперь что? Вампиры…прочая нечисть плюс куртизанки, стервы… Энциклопедии — тоже стали искажать, особенно для детей.
«Огромное число писателей использует творческие запасники. Пожилые люди не могут понять современных процессов. Молодым – не пробиться за пожилыми и кланами.» — я не хочу, чтобы мой ребенок читал молодежный роман о вампирах , оборотнях, глупые собчаковские-ксюшкины истории, про эмо… Молодежь поучаствовала в процессах — видно в интернете — бардак и глупости сплошные, порно кругом. Да и еще давайте стариков уберем и все это в книгах изложим (уже итак делают) и назовем серьезной литературой! пока молодые не образумятся — их надо держать под контролем. Есть у нас среди авторов молодые высокой культуры — их мало. Нужно отсеивать и таких выдвигать в первые ряды, и старикам их поддерживать. Без них загнутся как молодые деревца без колышек.
Есть у нас среди авторов молодые высокой культуры — их мало.
———-
Кто? Назовите и будем пропагандировать, поддерживать.