Фанфикшн – вид творчества или вирус современной литературы?
Так сколько же у нас процентов настоящих читателей? Три? Меньше? Уже сказано в обширной, искренней и горячей статье Ирины Шатыренок, что читать попросту некому, что молодое поколение к книгам упорно приобщаться не хочет…Но к чему-то он все же приобщается? А теперь закономерный вопрос – к чему?
Оставим пока в стороне развлекательные порталы, социальные сети, игры и прочие не относящиеся к литературе вещи и обратимся к тому, что молодежь (и не только, вот что надо заметить) все же читает.
Цикл моих статеек о современных условно литературных пристрастиях начинается с анекдота из моей собственной жизни. Одержимая жаждой просвещать, я как-то брякнула подруге в беседе: «Хочешь, дам классную книжку, мне недавно принесли?» — и в ответ получила какое-то подозрительно знакомое: «Уж я и так читаю, читаю…» Аналогия с господином Шариковым была сильна. Я чуть было не поинтересовалась: «Переписку Энгельса с Каутским?» — как получила в лоб неожиданное: «…фанфики по Гарри Поттеру!»
Любознательность моя границ не знает. Полезла интересоваться. Не самим явлением – здесь я была в курсе. Нет, его масштабами.
Интернет преподнес мне сюрприз. Оказывается, нужно еще постараться, дабы среди всего многообразия литературы отыскать произведения, по которым не были бы написаны фанфики. Фанфикеры вездесущи и всеядны. Их интересы простираются от Толкина до Дюма, от Достоевского до Волкова. К Прусту или Кафке они, очевидно, пока только приглядываются (к счастью для почитателей этих авторов), а вот Гюго, например, оккупировали прочно. Так что же такое, в сущности, такой вид творчества, как написание фанфиков и может ли он как явление конкурировать с настоящей литературой?
Для начала о вопросе «что». «Fun fiction», или «творчество фанатов» — разновидность литературного творчества по мотивам определенного произведения (будь то книга, фильм или игра). По мнению создателей одного из сайта, специализирующегося на фанфикшне, «Фанфик – феномен, порожденный любовью к произведению, помноженной на чувство острой неудовлетворенности». Т.е., читателю попросту МАЛО. Мало книг о любимом герое. Мало поцелуев с участием того же героя. Мало справедливости в авторское трактовке – это если герой (не приведи Господь!) погибает. А душой-то читатель и к героям и к реальности уже прикипел, а автор уже никогда ничего не переделает и не допишет…Ну, что ж тут поделаешь – и вот читатель сам засучивает рукава, придвигает к себе клавиатуру и начинает кропать собственный шедевр со старыми героями. Фанфикеры, согласно мнению все с того же сайта, «это те же вольные художники, только служат они вполне определенной музе». В своем абсолютном большинстве современные фанфикеры честны и чужих прав не присваивают: перед каждым очередным произведением дается опровержение (дисклеймер), в котором автор фика отказывается от прав в пользу реального автора книги. Вновь процитируем самих фанфикеров: «Фанфик доступен и демократичен – не нужно обладать высшим филологическим образованием, досконально владеть искусством слова или хотя бы знать свой родной язык на «пять», чтобы написать фик». А вот это уже слегка тревожит, правда?
Вообще, в моем сознании создатели фиков всегда будут подобны пятилетнему ребенку, который не может смириться с тем, что в Колобка съели, а в зайчика выстрелил злой охотник. Помните «Денискины рассказы»? Вот там главный герой в детстве переиначивал считалочку, добавляя ко всем ее особо ужасным реалиям «не». И получалось так хорошо и ладно: «не выбегает», «не стреляет», «не пиф, не паф, не ой-ой-ой, не умирает зайчик мой!». Большинство фанфикеров – люди того же порядка, но выросшие из пятилетнего возраста. Как хочется, чтобы некрасивая героиня внезапно «изменилась за лето», обзавелась фигурой, юбкой от кутюр и «каскадом янтарных локонов»! Что? Тот или иной персонаж слишком мягкотел? Делаем его брутальным мачо с выдвинутой вперед челюстью. Что? Эти герои враги? Да нет же, они просто не видят собственного счастья (ну, в смысле, автор оригинала не смог заметить, как потрясающе они подходят друг другу). Свадьбу в студию! Немедленно! В своей погоне за «а я хочу, чтоб стало так» фанфикеры нередко подчистую изменяют реальность и характеры героев произведения, пользуясь только базой – основной идеей мира, каркасом, который придумал автор. Часто изменения реальности и героев идут в одном направлении: такие фики могут объединяться в группы по так называемому «пейрингу» (парам персонажей, которые составляют любовную линию) или даже по каким-либо тематическим особенностям. Цитируя все тот же сайт, который неутомимо приходит мне на помощь: «На многочисленных форумах оседают откровенно безграмотные тексты; и их тоже читают». Вот оно. Произнесено. А теперь вообразите себе читателя, который переключился с литературы исключительно на мир того или иного фанфикшна. Понятно, что если он достиг определенных вершин художественного вкуса, с откровенно безграмотными фанфиками он знакомиться не будет. А если не достиг? И даже если такой читатель выбирает для себя лучшие образчики фанфикерства – представьте себе, что он получает из них. Художественный мир фанфиков по той или иной книге один – тот, что создал настоящий автор настоящей книги. Характеры героев могут изменяться и расширяться, но это те же герои. Художественные реалии могут дополняться автором вплоть до того, что почти создается своя вселенная – но каркасом для нее служит чужая фантазия. Иными словами, читатель все равно погружается в мир, о котором он узнал из подлинника книги, все равно встречается с теми же героями (плюс персонажи, которые вводятся автором), родственными связями, хронотопом…Фанфики в сущности – лишь интерпретация мира первоначальной книги. И по сути, читатель не получает из них ничего, кроме интерпретаций. Ни нового мира. Ни новых имен или характеров. Мозг не работает в полную мощность, т.к. не сталкивается с новыми реалиями. Впрочем, возможно в этом и секрет популярности фиков. Они комфортны потому, что используют старое и знакомое для читателя. Ты погружаешься в привычный мир, где отдыхаешь от новшеств очередного оригинального произведения. Не вздрагиваешь, когда героев хотят убить – потому что в настоящей книге (или сотне других фиков) они не убиты. Кликнуть на другую ссылку – и новый автор исправит несправедливость…
Ах да, но нужно же сказать несколько слов и о самих авторах? Казалось бы, для них это отличный способ показать свое литературное мастерство – «набить руку», так сказать, перед собственными творениями. Здесь я, конечно, не имею в виду тех, кто не в ладах с элементарными языковыми нормами – пусть себе школьники тренируются в написании сочинений…Я о фанфикерах, которые отменно владеют словом – и, между прочим, многие среди таковых действительно начинают потом писать собственные произведения. Вырабатывают стиль на фиках – и переключаются на своё, когда чужой мир перестает их устраивать. Брависсимо! Но в то же время мне попадались фанфики, написанные лучше настоящей книги — и их авторы не собирались пробовать себя на литературном поприще. С одной стороны – пропадают такие таланты! Со второй – может быть, это единственный способ творческого выражения для людей, которые обладают прекрасным стилем, но не могут сами создавать творческую реальность.
Крайности всегда вредны. Выступить только против фиков – значит обидеть авторов, для которых фанфикшн стал возможностью творческой самореализации. И читателей, которые, устав от новшеств, прибегают к фанфикам, чтобы услышать голоса любимых героев. Выступить только за… но ведь фанфики зачастую приносят неискушенному сознанию читателя больше вреда, чем массовая литература. К ним прибегают, чтобы расслабляться – и иногда расслабляются до того, что не могут больше воспринимать нового. Элементарно боятся: с привычным как-то…спокойнее. Одно я знаю точно: фанфикшну никогда не заменить литературу.
Для меня, по крайней мере. За тысячи и тысячи молодых читателей я не ручаюсь.
В статье приведены цитаты с сайта www.snapetales.com.
© Елена Кисель
O tempora! O mores!
Традиционная литература давно уже занимает часть всего литературного пространства. Какую, интересно?
Фанфикшн я бы отнес к разряду не вирусов, а раковых опухолей. Молодые психики не распознают влияния фанфикшена на них. Собственно, понятие «духовность» давно уже мало кому из молодого поколения нужна по вполне закономерным причинам. Это следует принимать, как данность.
Прекрасная статья Елены.
>>>Выступить только против фиков – значит обидеть авторов, для которых фанфикшн стал возможностью творческой самореализации.<<<
Зачем обижать автора, который не смог придумать собственных героев?
А по мне это равносильно обыкновенному рерайтингу — взяли одно произведение, а сделали сто десять.
«Бытует мнение, что авторы фанфикшен никогда не станут полноценными писателями. А редакторы и жюри конкурсов зачастую даже не читают рассказы, где встречаются слова «гном», «эльф», «хоббит», «вампир», «дракон», имена известных героев.
Авторы фанфикшен объединяются в замкнутые виртуальные сообщества (замкнутые часто для тех, кто создает собственные миры), так защищаясь от необдуманной и грубой критики и насмешек».
—————
Вот интересное мнение. Чем не «общество мертвых поэтов». Или социофобов?
К сожалению, нынешний прогресс рождает огромные массы социальнодистанцирующихся личностей. И это тоже данность. Причины тому довольно различны. В том числе, и пассивность чиновников, ответственных за воспитание молодежи.
Я полагаю, что уровень развития общества наиболее высок там, где находится компромисс между давлением на молодежь и предоставлением молодым наиболее полной свободы. Для этого нужно множество общественных и государстенных институтов. В противном случае, шустрый парнокопытный, — Дьявол, — делает свое дело. И весь этот не совсем и таинственный процесс называется деградация.
Ух еплыть, какие категоричные комментаторы. Ну что ж, вот он я — закоренелый фанфикер со стажем, который не гнушается слэшем по чужим вселенным и открыто признает, что здорово набил руку именно на писании фанфиков. Потому что в соревновательной среде фанфикерства закаляется не только стиль, но и невосприимчивость к критике. попробуйте напишите что-нибудь от балды про известных читателям героев, и попробуйте только отойти от характеров — бравые фанфикеры, которые действительно умеют и писать и критиковать, так вам распишут и вас, и ваш стиль, и ваши «жалкие поползновения», что писать уже вообще не захочется.
И, между прочим, писание фанфиков абсолютно не мешает лично мне придумывать свои миры и своих персонажей.
Фанфикерство — это увлекательная игра в канон, потому что нужно здорово чувствовать эти самые рамки, а так же места, где можно дать разгуляться фантазии.
Я не отрицаю большое количество шлака в этом пласте сетературы, однако и в этой культуре есть как шедевральные вещи, так и откровенный мусор.
Елене — браво, замечательная и, главное, актуальная статья. Уважаю за избегание крайностей и отсутствие категоричности.
Ух еплыть, какие категоричные комментаторы.
—
Тьфу-тьфу, это, похоже, не ко мне. :))
Я знала, что вы появитесь, я знала!!! :)) Полностью согласна с тезисом об игре как основе фанфиншна, как и соревновательностью.
Пожалуй, стоит мне еще и рассмотреть феномен популярности слэша. Вот тема — в самый раз, с нее можно начинать рассматривать растущие тенденции в литературе!
И еще мне иногда кажется, что нашей литературе не грех бы и поучиться кой-чему у фанфикеров. Например, выставлять после аннотаций предупреждения о нецензурной лексике или сценах жестокости/насилия. А то полезешь ты, наивный, читать маститого автора, а тебе ка-а-а-а-ак вдарят по этике/эстетике а ты-то был не готов!
Чьерт, все уже все про меня знают)) Про слэш я , как любитель этого дела, с удовольствием почитаю, однако, полагаю, что на статью будет много негативной реакции, уж больно специфично все это для непосвященных и неподготовленных. А тенденции в литературе(да и кинематографе) такие и впрямь наблюдаются)
Ну что же, кажется, я знаю, к кому обращаться за консультациями по поводу этого непростого явления:)
Читала сначала статью, а потом комментарии — и точно так же, как и Елена, ждала появления знакомого «закоренелого фанфикера»
Я, конечно, поддержу. Даже не будучи знатоком и любителем жанра, я знаю немало людей, которые пишут именно фаникшн, и многие из них — исключительно фанфикшн. При этом их творчество на порядок выше, чем творчество многих начинающих и продолжающих писателей — и сюжетно, и, что уникально, стилистически. В свое время я была поражена тем, насколько широко это явление.
Пожалуй, я в статье забыла о еще одной стороне: о том, что авторы оригинальных произведений зачастую положительно относятся к такому виду сетературы как фанфики. Конкурсы инициируют. Может быть, потому, что самое драгоценное для автора — вдохновить на творчество другого человека, даже того, который от творчества далек. Или, может быть, им приятно, что читатели настолько живут их произведениями, настолько проникаются…в целом, видимо, имеем единственную сторону, для которой результат больше положителен: хоть авторы фиков часто спорят с каноном, но невольно подогревают к нему интерес.