Из выступления Н. Чергинца на ІІ Съезде писателей, относящееся к критике.
Большие, даже огромные возможности есть у наших критиков. Мы ставим перед собой задачу создать такой институт литературной критики, который окажет мощнейшее влияние на дальнейшее развитие литературы в стране.
Возникает вопрос «наши критики» — это кто? Критики СПБ? По-моему есть целая секция критики. Интересно, как она работает. Институт критики планируется создать нейтральный, или из критиков Союза писателей?
Почему важны эти вопросы? Я уже сейчас столкнулся с интересным феноменом: в СПБ и его отделениях писатели не могут критиковать своих коллег, а тем более, руководителей. Понятно – это чревато. Т.е., в СПБ, как и в любой другой писательской организации, не может быть «внутренних» критиков, объективно высказывающих свое мнение. Похоже, с критикой проблема, которая может быть решена созданием или образованием независимого института критики. Тогда можно говорить о «развитии литературы в стране». А кто этим будет заниматься? Интересно, как умудрялись критиковать в советский период? По-моему, критики были обособлены от писателей.
Нам нужна не хамская, не оскорбительная, не унижающая писателя критика, а справедливая, направленная на созидание, позволяющая писателю увидеть недостатки в его произведении и побуждающая его к совершенствованию.
Против этого трудно что-то противопоставить. Но критика должна быть бескомпромиссной и объективной. Это непростая задача. Критика в угоду или нейтральная, лишь бы не обидеть, мало что даст для писателя. А, если он печатается независимо от качества произведения, тогда и критика ему просто по-барабану.
Я думаю, что члены нашего Союза, даже те, кто считает, что «критика не женщина, ее любить не за что», воспримут наши утверждения нормально. Ну а тем, кто сомневается, напомню слова Ивана Крылова, вписанные в 1816 году в его произведение «Цветы»: «Таланты истины за критику не злятся: их повредить она не может красоты. Одни поддельные цветы дождя боятся».
То, что критика необходима в литературном процессе — это несомненно. Наверно, это соответствует диалектическому закону «борьбы и единства противоположностей». Нет этой борьбы, налицо сотояние тихого «болота». На мой взгляд, критики нужны так же издательствам. Особенно тем, которые издают произведения за свои деньги, а не за деньги писателей: ведь их нужно продать. Особенно трудно издавать новых авторов. А надо, поскольку многие «старые», постоянно мелькающие на литературном небосклоне, уже «приелись» или потускнели.
Похоже, современная критика в Беларуси просто отсутствует и лишь сейчас ей предстоит народиться и развиться. Но этот процесс, на мой взгляд, не под силу бюрократам и критика, скорее всего, зародится сама по себе, из многообразия мнений и, естественно, критиков. А для этого следует не бояться критиковать…
Александр Новиков