Ввожу новую рубрику «ЛитИстория». Иногда интересно ознакомиться с тем, что писали в прежние годы белорусские классики (или просто поэты), в том числе и ныне здравствующие. Будет несколько понятнее, как делались некоторые «классики», лауреаты госпремий. Начну с публикации стихотворения Г. Буравкина «Я камуніст».
Геннадий Буравкин (по информации из Интернета) получил Государственную премию им. Я. Купалы в области литературы (1980) за сборник «Варта вернасці», центральное место в котором занимала поэма «ЛЕНІН ДУМАЕ ПРА БЕЛАРУСЬ».
***
Я — камуніст,
Але крычаць аб гэтым
У вершах i з трыбуны не хачу.
Не буду я размахваць партбілетам,
Каб мільгацеў ва ycix ён уваччу.
Не аглушальны грукат барабанны
Прывёў мяне ў партыйныя рады,
A ціхі шэпт:
«Не будзем мы рабамі»,
Што на зямлі не моўкне праз гады.
Я ведаю:
не трубны гром металу —
Герояў узнімаў на смертны бой
Нягучны спеў «Інтэрнацыянала»
I хрыплае апошняе:
«За мной!»
Я — камуніст.
I не люблю хавацца.
Ды я прыйшоў над Ільічовы сцяг
Не для таго,
каб глухнуць ад авацый —
Каб несці рэвалюцыі працяг.
А на шляху да светлых камяніц
Яшчэ чакаюць чорнай працы горы…
I хай другія пра мяне гавораць,
Калі таго я варты,—
камуніст…
Скромность поэта — первое, что сразу бросается в глаза при прочтении этого стихотворения. Ведь он пишет о себе, несомненно. Геннадий не хочет размахивать партбилетом, мелькать у миллионов на глазах, это не его цель.
Интерес вызывает, как он пришел в партию. Не под грохот барабанов, вместе со всеми. Ему удалось в тихом шопоте свыше различить: «Не будем мы рабами». Это и стало определяющим при принятии решения.
Как коммунист он уже не станет прятаться за спины других: не для того пришел под Ильичевый флаг. И оваций ему не нужно. Главная цель — нести продолжение революции. Похоже, он и сейчас никак не может остановиться, получив достаточный заряд эмоций в прошлом. Но уже тогда он знал, что на пути «да светлых камяніц» (это я не смог перевести) еще ожидают горы черной работы.

Генадзь Бураўкін (злева) на 2-м курсе БДУ разам з Святланай Кліменценка і Рыгорам Барадуліным. 50-я гады
вполне безобидное стихотворение.
если бы автор вступил в партию в 1972, что бы стать главным редактором журнала, можно было обозвать его карьеристом. а так 64-й, излёт хрущёвской оттепели и наверняка искреннее желание быть в передовых рядах и проч.
А почему оно должно быть обидным?
Интересна атмосфера тех лет. Вероятно, в те времена без воспевания «и ни туды, и ни сюды». Но речь о литературе, о ее идеологической составляющей. Пропаганде.
А разве Вам не известно, что, даже в 70-ые беспартийному рост по должности был невозможен? Стоит ли поднимать эту тему вообще? Предвижу, что обсуждение этой темы будет выглядеть на переливание из пустого в порожнее. Этим и закончится.
Эту тему (партийного строительства и влияния партбилета) поднимаете пока вы, Хизри, и napanya. Конечно, она неперспективна. Давайте рассуждать о литературе, произведениях. Если хотите — о влиянии на современные литературные процессы.
В нашей недавней ЛитИстории все это было, Я. Купала тоже писал стихи «Вялікаму Кастрычніку!, “З’езду Саветаў”, “Камсамолу”, “Калгасу “Чырвоны баец” і т.д. Невозможно рассматривать творчество в не исторического контекста, но нам важнее другое, что осталось, не смотря на, а вопреки всему. Об этом говорят на лекциях преподаватели.
Если начнем всех авторов подвергать историческому суду, то найдем у каждого служение и партбилету, и партийным лицам и чинушам. Было, все было.
В те времена надо было или уходить в глухое подполье, становясь для властей опасным маргиналом, работать дворником, сторожем, кочегаром в котельной и продолжать писать стихи, или двигаться по указанному партией пути, в душе опять же оставаясь вольным поэтом.
Надо все-таки показывать не только партийные выслуги, быть объективным, но и само творчество, а оно многогранно, у того же Г.Буравкина.
«В те времена надо было или уходить в глухое подполье, становясь для властей опасным маргиналом…»
——-
Не следует обобщать необоснованно. Жили в те времена, знаем.
«Надо все-таки показывать не только партийные выслуги, быть объективным, но и само творчество, а оно многогранно, у того же Г.Буравкина».
———
Если вы так хорошо знаете его творчество, расскажите, о тех гранях, которые повлияли положительно на современные литературные процессы и современных поэтов.
Хотелось бы не обсуждать (осуждать, защищать) Буравкина, а привести примеры его удачного творчества в те годы.
Г.Бураўкін
Яшчэ ня вечар.
На зямлі даўно сьвятых няма –
Кожны хоць бы трошкі ў нечым грэшны.
І ніякі пост або намаз
Не ачысьціць грэшных душ дарэшты.
Кожны з нас нясе –
І ці ж адну? –
Да нябеснай немінучай брамы
Горкую міжвольную віну
Перад Богам і перад сябрамі.
Хто нам скажа,
Ці пасьпеем мы
Хоць аднойчы стаць перад бажніцай
І ў шчасьлівы, ачышчальны міг
Шчыра ўсё прызнаць і павініцца?
Можа,
І даруецца прытым
Нейкая правіннасьць ці дзівацтва…
Дзе ўжо лезьці ў сваякі сьвятым –
Добрымі людзьмі хаця б застацца…
Хотелось бы знать, когда стихотворение написано?
Я не литературовед, не слежу за творчеством Г.Буравкина, напечатаны стихи в №7 журнала «Дзеяслова», а когда написаны, это к автору.
Со многим в его творчестве я не согласна, не принимаю и уже никогда не приму, но у каждого автора есть удачи и находки, это не отнять у поэта, на какой бы политической платформе он не стоял.
Ну, а чем тут возразить, не знаю.
Я привел в качестве примера талантливую неудачу.
Вообще, Г. Буравкин — поэт талантливый, кто будет спорить? У него есть интересная лирика. Если бы кто-то подобрал ее, можно было бы выставить.
Камісары
Генадзь Бураўкін
З гадоў,
калі неба крамсалі
Узнятыя гневам клінкі,
Прыходзяць да нас камісары –
Духоўныя нашы бацькі.
На вуснах іх —
марш недапеты,
Упартыя словы надзей.
I кулямі партбілеты
Прышыты да юных грудзей.
I падалі, і ўваскрасалі,
Сабой засланялі жывых.
Сягоння глядзяць камісары,
Як суддзі, на ўнукаў сваіх.
Мы іх перагналі па ўзросту,
Сягнулі да зорак сівых.
I ўсё ж, як падлеткі, зайздросцім
I лёсу, і пафасу іх.
I марай свяшчэннаю самай
У сэрцах надзея гарыць,
Што нас не ўпікнуць камісары —
Суровыя нашы сябры.»
=====================
В общем, мозги он белорусам пудрил, воспевая КПСС, знатно. А теперь удивляется: у нас хворае грамадства. А кто помогал коммунистам в БССР сделать его таким?
Ответ: коммунист Буравкин.
Каяться он за свои охмурение белорусов не спешит.
(отмодерирована долбаная политика, Димыч). Админ.
Админ, а где вы тут политику увидели?
Я вижу стихи Буравкина.:))
И мои вопросы к его стихотворению.
Вопросы задавать нельзя?
А почему?
Да, сейчас политики нет, она убрана.
Здесь можно делать все, в рамках обсуждения тем.
Правила простые.
Палітыка, на жаль, застаецца і зараз дамінантай над творчасцю, правільней — над творцамі. Кепска гэта ці добра, не ведаю. Сумленныя людзі не спяшаюцца вітаць (вершамі) ніякі грамадскі строй. Усё роўна пад абломкамі застанешся…
Я.Купала пісаў пра саветаў таксама, атрымоўваў дзяржузнагароды. Але «камунякам» ніколі не быў. За тое, мабыць, і паплаціўся жыццём.
Мы чытаем і любім Купалу за тонкі лірызм. Бураўкіна таксама. А колькі песень напісана на словы гэтага паэта! Узяць хаця бы «Завіруха»…
Справа не ў тым нават, якім шляхам ішоў чалавек на Парнас. А справа ў тым, быў гэта паэт ці вершаскладальнік (у сэнсе рыфмаплёт, графаман і т.п.). Г.Бураўкіна не назавеш графаманам (рыфмаплётам). Астатняяе — на сумленні аўтара застаецца…
А пачытаць яго падборку вершаў (паэзіі) можна і на сайце
http://www.vershy.ru/category/genadz-bura%D1%9Ek%D1%96n
Политика доминирует в творчестве определенным образом заточенных личностей. Возьмите Некляева, Михалка…
Путь на Парнас тоже не может быть любым.
Ваша позиция ясна, kurilom, сама совесть вы наша.