Валерий Гришковец. POSTSKRIPTUM

Доброта, отзывчивость, порядочность, чувство справедливости, неимоверное желание свободы, литературный талант – все это о Валерии Гришковце. Это лишь малая часть того хорошего, теплого, что можно сказать о нем.

Но мы, люди, как та добротная ткань, имеем лицевую и изнаночную стороны. И эта самая «изнанка» бывает разная. Смотря как, ее сформировала госпожа Жизнь.

С Валерием в последний раз я встречался недавно – в самом конце прошлого года. Он приезжал в столицу на пленум союза писателей. Сейчас он мне прислал одно из своих  новых стихотворений. Как не хочется думать, что оно автобиографично…

Но я буду говорить о герое стихотворения. Это, скорее всего, одинокий человек. Показан один из фрагментов его жизни – возвращение из столицы домой. Он считает, что жизнь прожита и осталось сказать этому миру совсем немного, как в том постскриптуме. Как же, бывает, обманчива подобная позиция. Особенно, если человек находится в самом расцвете сил. Есть одно очень веское основание для подобного заключения: списывания себя со всех счетов, брутального в хорошем смысле слова мужчины, рыцаря-сердцееда, — алкогольная зависимость. Автор прямо об этом говорит устами героя:

Еще не стар, когда успел ты спиться?

Отчаяние и вот в этой строчке:

Но ты уже-то знаешь: опоздал.

Однако известно, что возраст для жизненных побед или даже каких-то начинаний, не помеха. Известно немало случаев, когда люди в преклонном или немолодом возрасте добивались успехов и даже славы. Например, Аристотель, Иван Павлов. Аристотель близко к шестидесяти годам организовал свою школу, Павлов  в таком же возрасте начал свои знаменитые исследования рефлексов и психики животных.

Единственное существенное препятствие героя, и это несомненно, — тесная дружба с Зеленым Змием. Как только эта дружба разрывается, причем, навсегда, в жизни появляются совершенно иные краски…

Вот великолепное стихотворение-откровение талантливого человека Валерия Гришковца. Откровение его или героя – это не столь важно:

POSTSKRIPTUM

***

Идет с безумным взглядом по столице –

Задворки, забегаловка, вокзал.

Еще не стар, когда успел ты спиться?

Пожал плечами да губу поджал…

 

Поэт, романтик, сердцеед и рыцарь,

Не за тобой приходят поезда…

Желал успеха? Что ж, гудит столица!

Но ты уже-то знаешь: опоздал.

 

Идет – скрипят вагоны – электричка,

Окурок сплюнешь, не спеша войдешь,

Забьешься в угол и вздремнешь привычно,

А может, даже на часок уснешь…

 

Как хорошо! Ни холодно, ни жарко,

Нет денег, впрочем, ничего уж нет.

И ничего, и ни кого не жалко –

Не греет солнце и не светит свет, -

 

Куда ты нынче, рыцарь-сердцеед?..

Валерий Гришковец, февраль 2012.

***

«Не за тобой приходят поезда…»

На это я могу сказать лишь следующее:

Поезда ни за кем не приходят

Они просто приходят — и всё.

И своих пассажиров находят,

Тех, кто хочет устроить житьё.

 

Ну, а те, кому всё надоело, -

На платформе устали стоять.

И не знают, а что же им делать,

В забегаловку, что ли, опять?..
 

Жизнь – одна, забегаловок – много.

Валерий Гришковец. POSTSKRIPTUM: 12 комментариев

  1. «Вот великолепное стихотворение-откровение талантливого человека Валерия Гришковца»
    Извините, но где здесь великолепие, т.е. высшая степень красоты и совершенства, если рифмы почти никакие, а вернее позавчерашний день поэзии. «Электричка – привычно», «жарко – жалко». «войдёшь – уснёшь», «нет – свет». Дважды в соседних строфах повторённая рифма к слову «столица» говорит о неряшливости. Стало быть, скуден запас созвучных слов. «Поезда – опоздал» — это не рифма, а рифмоид. Стать этому созвучию полной рифмой мешает «л», которого нет в конце слова «поезда».
    И слово «откровение» тоже хочется оспорить. Откровение обычно предполагает первое лицо в качестве лирического героя..
    А здесь автор говорит о некоем «Поэте, романтике, сердцееде и рыцаре» и обращается к нему достаточно фамильярно: » когда успел ты спиться?» А откровение? Вот оно:
    Мне вас не жаль года весны моей,
    Протекшие в мечтах любви напрасной,
    Мне вас не жаль, о таинства ночей,
    Воспетые цевницей сладострастной.
    Или:
    Не жаль мне лет, потраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь,
    В саду горит костёр рябины красной,
    Но никого не может он согреть.
    Цитирую по памяти. Как видите, в этих стихах тоже есть слово «жаль», а у Гришковца его разговорный аналог «жалко», но как разителен контекст, в котором это слово звучит у современного рыцаря поэзии, от того, в котором это слово взывало в минувшие времена к душе и мудрости!
    Буквоед

    • Извините, но где здесь великолепие…?
      ————
      Вы, Буквоед, когда внимательнее ознакомитесь с моими статьями и комментариями, то увидите в них, что я не компетентен критиковать рифмы, рифмоиды, ямбы, хореи… Я, собственно, это и не делаю, за исключением явных, бросающихся в глаза нестыковок. Но тут же может найтись критик или сам автор с простым ответом — белый (серый, в крапинку…) стих. Поэтому, меня, в первую очередь, интересует суть произведения, степень восприятия, смысловые ляпсусы и мой личный комфорт при прочтении стихотворения.
      Данное стихотворение отвечает всем моим требованиям по высшим оценкам.

      Откровение от первого лица? Не всегда. Можно о себе написать и от третьего, описывая себя со стороны своего же взгляда, беспристрастно. Тогда можно к себе любимому или не очень обращаться фамильярно.

      Конечно, ваше квалифицированное мнение для Валерия важно, если он захочет стать на один уровень с Есениным.

      Поищу вам для сравнения «тяжелые» смысловые строки.

    • Вот обещанное. Наверно, тут рифма классная.
      Татьяна Сивец, «Нёман» 11.12.2011:

      Я должна была тебя вычеркнуть,
      Вырезать в монтаже,
      Что б ни словом, ни взглядом
      Не помешал уже!
      Чтоб глаза твои зимние
      Не вонзились металлом,
      Чтоб больше никак, никогда,
      Ни много, ни мало!

      Если здесь смысл еще понятен, то вот в следующем:

      А главное — разорвать все простыни на полоски,
      Сплести веревку, что бы отсюда — и до другого мая…
      Там, где каштаны шепчут что-то про смерть и верность
      И вербы по ветру косы свои полощут…
      Там, где ты еще на руках меня держишь, а не ломаешь,
      И так кружится голова, но это от высоты наверное…

      Вообще, ее стихи мне напоминают по ритму рэп.

  2. Версия-отражение:

    Пробовал спиться? Чего не зашел за черту,
    Чтобы не знать от кого и куда убегаешь?..
    Отождествив сердца жалобный ноющий стук
    С истиной жалкой — скулит в подворотне нагая..

    А по тексту первоисточника — многовато «уже» и либо в каждом катрене нужно рифмовать на «столицу», либо ограничиться одним подходом..

  3. Александр, всё же. наверно, придётся мне у Вас выступать под своим именем, т.е. с открытым забралом. Душа не лежит к анонимам, И потом я намерен писать вам в полную меру ответственности за каждое слово, и отдавать свой порох какому-то имяреку как-то не хочется. Георгий
    Александр, согласитесь, что человека встречают по одёжке. Мало кому доставит удовольствие знакомиться с человеком в рваной замызганной куртке или пальто, да ещё с оторванными пуговицами, какой бы талант или даже гений он ни был.
    По одёжке встречают и стихотворение. Оно должно понравиться сразу и по внешнему виду. А если у него расхлябанный и скособоченный ритм, неряшливые, плохо пришитые и готовые оторваться рифмы, то захочется ли читателю вникать в содержание? Как правило, в такой неказистой форме и содержание не ахти.
    Под словом «читатель» я всё же имею виду человека, не случайно обратившемуся к поэзии, а её долговременного любителя, у которого в духовном багаже есть и любимые поэты, и любимые их творения. Собственно говоря, поэты и пишут в расчёте именно на такого читателя.
    И такая мелочь, как рифма, может их либо привлечь к новому прежде неизвестному имени, либо навсегда отвратить от него. Для поэта же вопрос точности и современности рифмы очень существен. Более того, в качестве им применяемой рифмы отражается всё его мировоззрение, вся его духовная сущность, весь его характер, все его страсти, даже его смелость или его трусость.
    Поэт, рифмующий неординарно, ищущий и находящий свежие и точные созвучия в качестве рифмы, — явно человек и в жизни смелый. А поэт, погоняющий упряжку из банальных заезженных рифм ( вроде розы— морозы, любовь — вновь – кровь ), и в жизни боится отступить от стереотипа привычного.
    Так что вопрос о рифме — далеко не второстепенный для поэта, а во время работы над стихом он выходит на первое место. Банальная рифма влечёт за собой банальную же мысль. Свежая рифма может привести и поэта, и читателя к открытию и более того — к откровению, что именно, судя по Вашему высказыванию, Вы, Александр, и особо цените в стихах.
    Поскольку Вы выступаете законодателем художественного вкуса на созданном Вами сайте, то чтобы способствовать развитию оного у читателей, вам придётся всё же наработать эту компетентность относительно рифмы. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. И я могу Вам в этом помочь.
    Ну, что такое рифма — Вы, конечно. знаете. Если не знаете, то чувствуете. Да, это созвучие на конце строк, сообщающее им как бы резонансное звучание.
    Во времена Пушкина рифмовались ударная гласная и всё, что шло за ней. Из того же стихотворения «Мне вас не жаль года весны моей» : моей – ночей (эта рифма с ударением на последний слог называется мужской), друзья – чуждаюсь я, тишины – весны. Напрасной- сладострастной ( это женская рифма с ударением на предпоследнем слоге), круговые – младые, умиленья – вдохновенья.
    Эти рифмы с полностью совпадающими окончаниями принято называть точными. Но в двадцатом столетии появилось понятие богатых и бедных рифм. Богатыми называются рифмы, в которых совпадает согласная ударного слога.
    В приведённых выше рифмах богатые: друзья – чуждаюсь я ( зья – сья), тишины – весны ( ны – ны), напрасной – сладострастной ( расн – раст ). Остальные – бедные.
    По числу слогов различают ещё рифмы дактилические ( ударение на третьем слоге от конца строки). Это любимая рифма автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо». А мне вспомнился М.Ю.Лермонтов:
    Тучки небесные, вечные странники,
    Степью лазурною, цепью жемчужною,
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
    С милого севера в сторону южную.
    Есть ещё рифмы супердактилические, это с ударением на четвёртом от конца слоге. Такие рифмы любили Евтушенко с Вознесенским.
    Двадцатый век вызвал к жизни рифмы совершенно революционные по отношению к прежним. а именно ассонанс и диссонанс. Ассонанс — это рифма. в которой совпадают ударные слоги, а предударные и послеударные могут быть близкими по звучанию, а могут быть и достаточно далёкими.
    Первый, кто ввёл эту рифму в обиход, был В. Маяковский. Вот его рифмы из стихотворения «Парижанка»: стара она — ресторана, пройтись – артист, зелий – мадмуазели, жалок – парижанок. Как видите, рифмы достаточно точные.
    А вот рифмы Евг.Евтушенко из его хрестоматийного стихотворения «Свадьбы»: военные – неоткровенные, снежною – спешную, расслабленной – прославленный, взволнованный – мобилизованный, местною – немецкою, лозунги — слёзыньки (!!!).
    Диссонанс — неточная рифма, у которой совпадают почти все согласные, а ударные гласные не совпадают. Опять же из Маяковского: стеная – стеною, норов – коммунаров, слово — слева.
    Из Евтушенко вспомнил прекрасный диссонанс: революция – рёволицые ( неологизм, но очень выразительный!).
    Вы видите, какой качественный скачок в технике сделал русский силлабо-тонический стих за один только век. Это примерно то же самое, что и от керосиновой лампы до компьютера. Поэтому по качеству рифмы можно сразу определить, кто перед тобой — современный мыслящий эрудированный поэт, владеющий современной техникой стихосложения или стихотворец — ретроград, не имеющий понятия о достижениях прошлого века в области поэзии, как правило, арендующий рифмы, ставшие от частого употребления банальными.
    К тем образцам банальных рифм, которые я привёл выше, я могу добавить сколько угодно ещё: мира – лира, сна – весна, земле – мгле, внемлю – землю, ночь – прочь – невмочь, прежде – надежда — одежда и т. д. и т. п.
    Особую неприязнь во мне вызывают даже не банальные рифмы, без которых иногда ну никак не обойтись, а скорее рифмы неточные, которых и называют рифмоидами.
    Вот в стихотворении Валерия Гришковца таким рифмоидами являются созвучия: электричка — привычно и жарко – жалко. Точными рифмами были бы : электричка – привычка, жарко — сварка, жарко – шкварка, жалко – полушалка.
    Столице – спиться, вокзал – поджал, — приемлемые ассонансы, а вот столица – рыцарь хуже. Войдёшь – уснёшь, — слабая и неточная рифма, так как во-первых глагольная, а во-вторых опорные гласные (д – н) несозвучны
    Вот слабые рифмы и портят всё впечатление от стихотворения. Так что, рифма — довольно существенный элемент стихотворения, и от невнимания к ней оно может лишиться той доли совершенства, которого добивался автор. В заключение своей пространной реплики приведу стихи руководителя моего институтского семинара Ильи Сельвинского:
    Поэт, изучай своё ремесло,
    Иначе словам неудобно до хруста,
    Иначе само вдохновенье – на слом!
    Без техники нет искусства.
    Случайности не пускай на порог,
    В честности каждого слова уверься1
    Единственный возможный в поэзии порок –
    Это порок сердца.

    • Спасибо за такой своевременный и обстоятельный комментарий! Учиться никому никогда не поздно.

      Желаю сайту побольше таких неравнодушных и щедрых на передачу своих знаний и опыта посетителей! :-)

    • Я все ж тайно надеялся, что вы будете здесь помогать поэтам. Анонимность я подправил. Был сбит с тольку вашим Буквоедом. :) Но, все решилось само собой. Вас и так бы узнали.
      Искреннее спасибо, Георгий Иванович.

      «Поскольку Вы выступаете законодателем художественного вкуса на созданном Вами сайте, то чтобы способствовать развитию оного у читателей, вам придётся всё же наработать эту компетентность относительно рифмы».
      ———
      Я специально подчеркиваю, что мне ближе в стихах содержание. Но, с вашей помощью я приобщусь к художественному вкусу и с удовольствием буду у вас учиться. Тем более, что слух у меня есть и чувство рифмы.
      Короткая и очень интересная лекция, с примерами. Это как раз то, что можно принять за образец обоснованности.

      Это ваше выступление не может прозябать в комментариях, поскольку в нем нуждаются многие поэты, особенно начинающие. Поэтому, я сейчас же оформляю его статьей.

      Желаю, что бы у вас было свободное время для участия в дискуссиях. Хоть с короткими выступлениями. А свободное время вы сможете выкроить, если у вас все будет нормально в семье. Поэтому, желаю вам семейного благополучия.

      • Если быть уж совсем честными, такое выступление полезно не только для начинающих поэтов, но и для критиков, практикующихся на начинающих поэтах.

        :-)