Доброта, отзывчивость, порядочность, чувство справедливости, неимоверное желание свободы, литературный талант – все это о Валерии Гришковце. Это лишь малая часть того хорошего, теплого, что можно сказать о нем.
Но мы, люди, как та добротная ткань, имеем лицевую и изнаночную стороны. И эта самая «изнанка» бывает разная. Смотря как, ее сформировала госпожа Жизнь.
С Валерием в последний раз я встречался недавно – в самом конце прошлого года. Он приезжал в столицу на пленум союза писателей. Сейчас он мне прислал одно из своих новых стихотворений. Как не хочется думать, что оно автобиографично…
Но я буду говорить о герое стихотворения. Это, скорее всего, одинокий человек. Показан один из фрагментов его жизни – возвращение из столицы домой. Он считает, что жизнь прожита и осталось сказать этому миру совсем немного, как в том постскриптуме. Как же, бывает, обманчива подобная позиция. Особенно, если человек находится в самом расцвете сил. Есть одно очень веское основание для подобного заключения: списывания себя со всех счетов, брутального в хорошем смысле слова мужчины, рыцаря-сердцееда, — алкогольная зависимость. Автор прямо об этом говорит устами героя:
Еще не стар, когда успел ты спиться?
Отчаяние и вот в этой строчке:
Но ты уже-то знаешь: опоздал.
Однако известно, что возраст для жизненных побед или даже каких-то начинаний, не помеха. Известно немало случаев, когда люди в преклонном или немолодом возрасте добивались успехов и даже славы. Например, Аристотель, Иван Павлов. Аристотель близко к шестидесяти годам организовал свою школу, Павлов в таком же возрасте начал свои знаменитые исследования рефлексов и психики животных.
Единственное существенное препятствие героя, и это несомненно, — тесная дружба с Зеленым Змием. Как только эта дружба разрывается, причем, навсегда, в жизни появляются совершенно иные краски…
Вот великолепное стихотворение-откровение талантливого человека Валерия Гришковца. Откровение его или героя – это не столь важно:
POSTSKRIPTUM
***
Идет с безумным взглядом по столице –
Задворки, забегаловка, вокзал.
Еще не стар, когда успел ты спиться?
Пожал плечами да губу поджал…
Поэт, романтик, сердцеед и рыцарь,
Не за тобой приходят поезда…
Желал успеха? Что ж, гудит столица!
Но ты уже-то знаешь: опоздал.
Идет – скрипят вагоны – электричка,
Окурок сплюнешь, не спеша войдешь,
Забьешься в угол и вздремнешь привычно,
А может, даже на часок уснешь…
Как хорошо! Ни холодно, ни жарко,
Нет денег, впрочем, ничего уж нет.
И ничего, и ни кого не жалко –
Не греет солнце и не светит свет, -
Куда ты нынче, рыцарь-сердцеед?..
Валерий Гришковец, февраль 2012.
***
«Не за тобой приходят поезда…»
На это я могу сказать лишь следующее:
Они просто приходят — и всё.
И своих пассажиров находят,
Тех, кто хочет устроить житьё.
Ну, а те, кому всё надоело, -
На платформе устали стоять.
И не знают, а что же им делать,
В забегаловку, что ли, опять?..
Жизнь – одна, забегаловок – много.
«Вот великолепное стихотворение-откровение талантливого человека Валерия Гришковца»
Извините, но где здесь великолепие, т.е. высшая степень красоты и совершенства, если рифмы почти никакие, а вернее позавчерашний день поэзии. «Электричка – привычно», «жарко – жалко». «войдёшь – уснёшь», «нет – свет». Дважды в соседних строфах повторённая рифма к слову «столица» говорит о неряшливости. Стало быть, скуден запас созвучных слов. «Поезда – опоздал» — это не рифма, а рифмоид. Стать этому созвучию полной рифмой мешает «л», которого нет в конце слова «поезда».
И слово «откровение» тоже хочется оспорить. Откровение обычно предполагает первое лицо в качестве лирического героя..
А здесь автор говорит о некоем «Поэте, романтике, сердцееде и рыцаре» и обращается к нему достаточно фамильярно: » когда успел ты спиться?» А откровение? Вот оно:
Мне вас не жаль года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной,
Мне вас не жаль, о таинства ночей,
Воспетые цевницей сладострастной.
Или:
Не жаль мне лет, потраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь,
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Цитирую по памяти. Как видите, в этих стихах тоже есть слово «жаль», а у Гришковца его разговорный аналог «жалко», но как разителен контекст, в котором это слово звучит у современного рыцаря поэзии, от того, в котором это слово взывало в минувшие времена к душе и мудрости!
Буквоед
Извините, но где здесь великолепие…?
————
Вы, Буквоед, когда внимательнее ознакомитесь с моими статьями и комментариями, то увидите в них, что я не компетентен критиковать рифмы, рифмоиды, ямбы, хореи… Я, собственно, это и не делаю, за исключением явных, бросающихся в глаза нестыковок. Но тут же может найтись критик или сам автор с простым ответом — белый (серый, в крапинку…) стих. Поэтому, меня, в первую очередь, интересует суть произведения, степень восприятия, смысловые ляпсусы и мой личный комфорт при прочтении стихотворения.
Данное стихотворение отвечает всем моим требованиям по высшим оценкам.
Откровение от первого лица? Не всегда. Можно о себе написать и от третьего, описывая себя со стороны своего же взгляда, беспристрастно. Тогда можно к себе любимому или не очень обращаться фамильярно.
Конечно, ваше квалифицированное мнение для Валерия важно, если он захочет стать на один уровень с Есениным.
Поищу вам для сравнения «тяжелые» смысловые строки.
Вот обещанное. Наверно, тут рифма классная.
Татьяна Сивец, «Нёман» 11.12.2011:
Я должна была тебя вычеркнуть,
Вырезать в монтаже,
Что б ни словом, ни взглядом
Не помешал уже!
Чтоб глаза твои зимние
Не вонзились металлом,
Чтоб больше никак, никогда,
Ни много, ни мало!
Если здесь смысл еще понятен, то вот в следующем:
А главное — разорвать все простыни на полоски,
Сплести веревку, что бы отсюда — и до другого мая…
Там, где каштаны шепчут что-то про смерть и верность
И вербы по ветру косы свои полощут…
Там, где ты еще на руках меня держишь, а не ломаешь,
И так кружится голова, но это от высоты наверное…
Вообще, ее стихи мне напоминают по ритму рэп.
Версия-отражение:
Пробовал спиться? Чего не зашел за черту,
Чтобы не знать от кого и куда убегаешь?..
Отождествив сердца жалобный ноющий стук
С истиной жалкой — скулит в подворотне нагая..
А по тексту первоисточника — многовато «уже» и либо в каждом катрене нужно рифмовать на «столицу», либо ограничиться одним подходом..
Александр, всё же. наверно, придётся мне у Вас выступать под своим именем, т.е. с открытым забралом. Душа не лежит к анонимам, И потом я намерен писать вам в полную меру ответственности за каждое слово, и отдавать свой порох какому-то имяреку как-то не хочется. Георгий
Александр, согласитесь, что человека встречают по одёжке. Мало кому доставит удовольствие знакомиться с человеком в рваной замызганной куртке или пальто, да ещё с оторванными пуговицами, какой бы талант или даже гений он ни был.
По одёжке встречают и стихотворение. Оно должно понравиться сразу и по внешнему виду. А если у него расхлябанный и скособоченный ритм, неряшливые, плохо пришитые и готовые оторваться рифмы, то захочется ли читателю вникать в содержание? Как правило, в такой неказистой форме и содержание не ахти.
Под словом «читатель» я всё же имею виду человека, не случайно обратившемуся к поэзии, а её долговременного любителя, у которого в духовном багаже есть и любимые поэты, и любимые их творения. Собственно говоря, поэты и пишут в расчёте именно на такого читателя.
И такая мелочь, как рифма, может их либо привлечь к новому прежде неизвестному имени, либо навсегда отвратить от него. Для поэта же вопрос точности и современности рифмы очень существен. Более того, в качестве им применяемой рифмы отражается всё его мировоззрение, вся его духовная сущность, весь его характер, все его страсти, даже его смелость или его трусость.
Поэт, рифмующий неординарно, ищущий и находящий свежие и точные созвучия в качестве рифмы, — явно человек и в жизни смелый. А поэт, погоняющий упряжку из банальных заезженных рифм ( вроде розы— морозы, любовь — вновь – кровь ), и в жизни боится отступить от стереотипа привычного.
Так что вопрос о рифме — далеко не второстепенный для поэта, а во время работы над стихом он выходит на первое место. Банальная рифма влечёт за собой банальную же мысль. Свежая рифма может привести и поэта, и читателя к открытию и более того — к откровению, что именно, судя по Вашему высказыванию, Вы, Александр, и особо цените в стихах.
Поскольку Вы выступаете законодателем художественного вкуса на созданном Вами сайте, то чтобы способствовать развитию оного у читателей, вам придётся всё же наработать эту компетентность относительно рифмы. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. И я могу Вам в этом помочь.
Ну, что такое рифма — Вы, конечно. знаете. Если не знаете, то чувствуете. Да, это созвучие на конце строк, сообщающее им как бы резонансное звучание.
Во времена Пушкина рифмовались ударная гласная и всё, что шло за ней. Из того же стихотворения «Мне вас не жаль года весны моей» : моей – ночей (эта рифма с ударением на последний слог называется мужской), друзья – чуждаюсь я, тишины – весны. Напрасной- сладострастной ( это женская рифма с ударением на предпоследнем слоге), круговые – младые, умиленья – вдохновенья.
Эти рифмы с полностью совпадающими окончаниями принято называть точными. Но в двадцатом столетии появилось понятие богатых и бедных рифм. Богатыми называются рифмы, в которых совпадает согласная ударного слога.
В приведённых выше рифмах богатые: друзья – чуждаюсь я ( зья – сья), тишины – весны ( ны – ны), напрасной – сладострастной ( расн – раст ). Остальные – бедные.
По числу слогов различают ещё рифмы дактилические ( ударение на третьем слоге от конца строки). Это любимая рифма автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо». А мне вспомнился М.Ю.Лермонтов:
Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною,
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Есть ещё рифмы супердактилические, это с ударением на четвёртом от конца слоге. Такие рифмы любили Евтушенко с Вознесенским.
Двадцатый век вызвал к жизни рифмы совершенно революционные по отношению к прежним. а именно ассонанс и диссонанс. Ассонанс — это рифма. в которой совпадают ударные слоги, а предударные и послеударные могут быть близкими по звучанию, а могут быть и достаточно далёкими.
Первый, кто ввёл эту рифму в обиход, был В. Маяковский. Вот его рифмы из стихотворения «Парижанка»: стара она — ресторана, пройтись – артист, зелий – мадмуазели, жалок – парижанок. Как видите, рифмы достаточно точные.
А вот рифмы Евг.Евтушенко из его хрестоматийного стихотворения «Свадьбы»: военные – неоткровенные, снежною – спешную, расслабленной – прославленный, взволнованный – мобилизованный, местною – немецкою, лозунги — слёзыньки (!!!).
Диссонанс — неточная рифма, у которой совпадают почти все согласные, а ударные гласные не совпадают. Опять же из Маяковского: стеная – стеною, норов – коммунаров, слово — слева.
Из Евтушенко вспомнил прекрасный диссонанс: революция – рёволицые ( неологизм, но очень выразительный!).
Вы видите, какой качественный скачок в технике сделал русский силлабо-тонический стих за один только век. Это примерно то же самое, что и от керосиновой лампы до компьютера. Поэтому по качеству рифмы можно сразу определить, кто перед тобой — современный мыслящий эрудированный поэт, владеющий современной техникой стихосложения или стихотворец — ретроград, не имеющий понятия о достижениях прошлого века в области поэзии, как правило, арендующий рифмы, ставшие от частого употребления банальными.
К тем образцам банальных рифм, которые я привёл выше, я могу добавить сколько угодно ещё: мира – лира, сна – весна, земле – мгле, внемлю – землю, ночь – прочь – невмочь, прежде – надежда — одежда и т. д. и т. п.
Особую неприязнь во мне вызывают даже не банальные рифмы, без которых иногда ну никак не обойтись, а скорее рифмы неточные, которых и называют рифмоидами.
Вот в стихотворении Валерия Гришковца таким рифмоидами являются созвучия: электричка — привычно и жарко – жалко. Точными рифмами были бы : электричка – привычка, жарко — сварка, жарко – шкварка, жалко – полушалка.
Столице – спиться, вокзал – поджал, — приемлемые ассонансы, а вот столица – рыцарь хуже. Войдёшь – уснёшь, — слабая и неточная рифма, так как во-первых глагольная, а во-вторых опорные гласные (д – н) несозвучны
Вот слабые рифмы и портят всё впечатление от стихотворения. Так что, рифма — довольно существенный элемент стихотворения, и от невнимания к ней оно может лишиться той доли совершенства, которого добивался автор. В заключение своей пространной реплики приведу стихи руководителя моего институтского семинара Ильи Сельвинского:
Поэт, изучай своё ремесло,
Иначе словам неудобно до хруста,
Иначе само вдохновенье – на слом!
Без техники нет искусства.
Случайности не пускай на порог,
В честности каждого слова уверься1
Единственный возможный в поэзии порок –
Это порок сердца.
Спасибо за такой своевременный и обстоятельный комментарий! Учиться никому никогда не поздно.
Желаю сайту побольше таких неравнодушных и щедрых на передачу своих знаний и опыта посетителей!
Георгий Иванович не посетитель, он здесь хозяин. ))
Смотрите, что я нашла:
http://www.velykoross.ru/1412/
Здорово! Сейчас так не пишут — просто и до мороза по коже.
Да, это я уже видел и восхищался здесь.
Я все ж тайно надеялся, что вы будете здесь помогать поэтам. Анонимность я подправил. Был сбит с тольку вашим Буквоедом.
Но, все решилось само собой. Вас и так бы узнали.
Искреннее спасибо, Георгий Иванович.
«Поскольку Вы выступаете законодателем художественного вкуса на созданном Вами сайте, то чтобы способствовать развитию оного у читателей, вам придётся всё же наработать эту компетентность относительно рифмы».
———
Я специально подчеркиваю, что мне ближе в стихах содержание. Но, с вашей помощью я приобщусь к художественному вкусу и с удовольствием буду у вас учиться. Тем более, что слух у меня есть и чувство рифмы.
Короткая и очень интересная лекция, с примерами. Это как раз то, что можно принять за образец обоснованности.
Это ваше выступление не может прозябать в комментариях, поскольку в нем нуждаются многие поэты, особенно начинающие. Поэтому, я сейчас же оформляю его статьей.
Желаю, что бы у вас было свободное время для участия в дискуссиях. Хоть с короткими выступлениями. А свободное время вы сможете выкроить, если у вас все будет нормально в семье. Поэтому, желаю вам семейного благополучия.
Если быть уж совсем честными, такое выступление полезно не только для начинающих поэтов, но и для критиков, практикующихся на начинающих поэтах.
Да, пускай учатся. Голословность не красит критика.