Тема патриотизма, вызывающая противоречивые мнения, чаще всего представлена в стихах поэтов. Наверно, поэты более чувственные натуры, чем прозаики. Хотя и среди прозаиков встречаются люди, например, любящие Беларусь до слез.
Это должно быть так интересно – глобальная любовь или любовь к номинализациям (абстракциям). Обобщение своих чувств и перенос на остальных своих желаний. Возможно, подобные стихи пишутся, что бы возбудить определенные чувства у читателей.
Я нашел два стихотворения известных белорусских поэтов – Тамары Гусаченко и Миколы Метлицкого. Их объединяет тема патриотизма. Как ни странно, Тамара Ивановна менее эмоциональна, чем Микола. Говорят, Микола Метлицкий на встрече у Президента Беларуси не мог сдерживать своих эмоций и трижды вскакивал, декламируя свои стихи.
Не буду анализировать стихотворения. Скажу лишь коротко.
Тамара Гусаченко обращается и ко мне, читателю, в числе других: «Кто ты есть на земле?». Сама она сразу отвечает на него – «Я писатель». Но почему-то стыдится, сказав это. Дальше она обращается к своим родным, возможно умершим, считая, что они могли бы задавать ей вопросы, которые мучают ее саму. Кем хотела бы быть Тамара Ивановна, хорошо видно из стихотворения. Это произведение родилось у нее в связи с впечатлениями от съезда писателей.
Как я уже отмечал, более эмоционален, да и глобален, Микола Метлицкий. Я не знаю, в связи с чем он написал свое стихотворение. Вероятно, просто вскочил и написал.
Впрочем, я представляю эти два стихотворения на суд читателей.
***
Кто ты есть на земле?.. (источник).
-Кто ты есть на земле?
- Я писатель, -
говорю. И горю от стыда:
Вот бы слышали это всё мать и
дед, отец…
Что сказали б тогда?
Ты была ли орудием мира
и любви
на родимой земле?
Так писала,
чтоб звонкая лира
солнца свет зажигала во мгле?
Тех любить,
кто тебя ненавидит
научиться была ты должна.
И прощать всех,
кто горько обидит…
Никогда, никакая война
там, где ты, чтоб не шла…
Ты сумела,
увидав разделения власть,
всё ж успеть послужить единению,
и помочь
никому не упасть?
Где царит заблуждения скверна,
как предатель
в углу не молчи,
говори,
открывай сокровенно
людям – истину!
Если в ночи
одолеют сомненья,
как прежде,
ядом лжи, поселяющей страх,
веры солнце неси,
чтоб надежда
поселилась в заблудших сердцах.
Кто глубокой
печалью охвачен,
тем,
кто даже о солнце забыл,
радость дай!
Вот тогда – ты писатель.
Да и то,
Может быть,
может быть…
Тамара Гусаченко, октябрь 2011 г.
***
На краіны вялікай развале
Пад разбойным ашчэрам хапуг
Гэта мы Беларусь ратавалі,
Каб не счэз яе святасці дух.
Таўстасумы, упраўныя злодзеі,
Каму грош і не болей цана,
Нам з жальбою хітруча даводзілі,
Што сканае ў жабрацтве яна.
Ачышчэння духоўнага хвалі
Пракаціліся шыр’ю зямлі.
Гэта мы Беларусь адстаялі,
Для нашчадкаў яе збераглі.
Хай сцінаюцца ўсе крыхаборы,
Алігарх хай самоту дап’е, —
Не расцеглі, драпежныя, ў норы
І не ўкралі ў народа яе!
На Айчыны касцях балявалі
І замежныя віскі пілі…
Гэта мы Беларусь збудавалі,
Памяць продкаў сваіх збераглі.
Мікола Мятліцкі
Где-то тут, на этом сайте однажды Вы, Александр Новіков оставілі слова одні…
Вспомнім?
«Патриотизм — последнее убежище для негодяев.»
Патрыятызм — гэта як бульба, яе ядуць усе.
Спасибо, Василь, вы у меня за биографа или оперу пишите? ))
Потому и неоднозначное отношение к патриотизму, что к нему часто прибегают негодяи.
Я считаю, это инертность писателей, которые жили долгое сознательное время в сэсэсэре. Мне трудно судить.
Во всяком случае, у ТИ это как-то искренно звучит, у Миколы — як у бубен бье.
Кому интересно, набираете в поисковике «патриотизм — убежище негодяя» и читаете как положительную трактовку, так и отрицательную. Здесь, в своей статье Татьяна Шамякина выражала недовольство этой фразой. Вернее, что ее негативно трактуют.
А что «Жыве Беларусь!» хуже, например, чем «Я люблю Беларусь до слез»?
Я бы сказал так: патриотизм и национализм — это основное оружие негодяев.
Можно поговорить о саперной лопатке, ломе, скалке…, которые могут применяться как орудия убийства.
Василь, если вы не понимаете смысла сказанного мною, переспросите. Сталкивать не стоит людей лбами.
А мне здаецца, патрыятызм у вершах — гэта добра, але ён павінен быць не такім, як ляпанне барабанаў, а шчырым і пяшчотным, як любоў.
Алесь Гарун
На чужой староначцы
Заняпаў душой,
I згубіў здаровейка,
І згубіў спакой.
Не глядзелі б вочанькі
На нялюбы свет,
Маладое радасці
Прападае след.
На чужой староначцы
Не цвітуць сады,
Не спяваюць птушачкі.
Не лятуць сюды.
І чужое лецейка
Для мяне — зіма,
I чужога соўнейка
Для мяне няма.
На чужой староначцы
Не шумяць лясы
І няма прыгожасці
Ў палявой красы.
Замірае душачка
На чужой зямлі,
А дамоў вярнуціся
Не ў маёй валі.
Дзе ж вы, ніўкі родныя
I дубовы шум?
Заспявайце голасна,
Каб пазнаў, пачуў.
Ўскаланіце песняю
Векавечных сноў,
Ўскаланіце душачку,
Ўскаланіце кроў.
Іна Дзічкоўская
Я хацела б уславіць Радзіму,
але што я скажу пра яе?..
Ад паўсюднага слоўнага здзіву
ёй не будзе лягчэй, як і мне.
Напісаць, як яе руйнавалі,
як святое затоптвалі ў бруд?
Як шматалі, крышылі, ірвалі
і цягнулі ў замежны свой кут?
Як людзей папіхалі горш быдла?
Як сціскалі на шыі каўнер?..
Божа! Як гэта ўсё ўжо абрыдла:
беларус — быццам спуджаны звер!
Дык чаму ж так Айчыну не любім?
Чаму моваю грэбуем так?
Ой, загубім, усё мы загубім,
што пакінуў народ наш — мастак.
Калі ж гэтага сэрцам не ўчуць нам,
не прыняць набалелай душой,
то і словы свае, і пачуцці
будзем зноў афарбоўваць маной.
Первое стихотворение — ностальгия. Это к патриотизму косвенно относится. Чел, наверно за полярным кругом в лагере.
Второе — бред революционерки какой-то. Перенос собственных впечатлений на всех.
Кстати, что » народ пакінуў», то мы сейчас и имеем.
Мікола Мятліцкі.
Напісана даволі зрэла, ляпаў няма. А што датычыцца да зместу… Калі аўтар шчыра верыць, што ён збудаваў Беларусь, немагчыма за яго не парадавацца…
А наогул напісана моцнай рукой.
…ляпаў няма
———
«Каб не счэз яе святасці дух»
Исчез — «знік».
«разбойны ашчэр» — некорректное выражение. Оскал не может быть разбойным. Да и хапуга — не разбойник. Разбойник понятие определенное. Хапуга — нет.
«Жальба» — ?
«Ачышчэння духоўнага хвалі
Пракаціліся шыр’ю зямлі».
———
Это вообще не воспринимается.
Я не говорю уже о грубых и необоснованных оценках и метафорах.
Адкрыйце слоўнік: СЧЭЗНУЦЬ слова ёсць ( адсюль СЧЭЗ) , ЖАЛЬБА — таксама.
РАЗБОЙНЫ АШЧЭР — смачны выраз, таму што бывае яшчэ і НАХАБНЫ АШЧЭР
АЧЫШЧЭННЯ ДУХОЎНАГА ХВАЛІ — класны выраз! Менавіта гэтага ачышчэння нам сёння і не хапае.
В моих словарях нет, поэтому поставил вопрос. Сейчас еще статью одну продублирую про словарь.
Разбойны оскал не может быть «смачным выразам», поскольку не кореектен. Оскал может быть злым, загадочным…,но не разбойным. Разбойное нападение — это действие. Оскал — это мимика.
Волны духовного очищения — это понятно. А дальше что, вы не прочли? Переведите мне, плиз.
А что дальше?
«Пракаціліся шыр’ю зямлі»?
А што тут незразумелага?
Вось яшчэ — Мікола Мятліцкі:
http://vershy.ru/content/vy-slukhali-muzyku-nochy
Я там бачыў. Трэба ўзяць яго якую кніжку.
Ну и я Ваши стихи прокоментирую:
Тамара Гусаченко — написано искренне, но видна незрелость мыслей и чувств автора.
1. Что это за «орудие мира и любви»? (Просто боюсь представить даже себе орудие любви. :-))
2. Рифма НЕНАВИДЕТЬ — ОБИДЕТЬ ? Жуткая рифма первоклассника.
3. Фраза «научиться была ты должна» — логичнее звучит «научиться должна ты была».
4. «кто горько обидит…» — а что, можно обидеть сладко?
5. Что это за «разделения власть»? А что, есть «объединения власть»?
6. «как предатель в углу не молчи» — А что, предатели молчат только по углам?
Перечислила только самые очевидные ЛЯПЫ. Зачем я это сделала? Потому что стихотворение размещено на портале ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА. На тако же критике училась и я и продолжаю учиться.
Поэтому надеюсь, автор прочитает эти строки и будет при написании стихов более тщательно относиться к слову.
Кстати, у Тамары Гусаченко — большой творческий потенциал! Только надо работать над собой!
Не знаю, как я в словари заполз?((
Ну и, что мы имеем с гуся? —
«Ачышчэння духоўнага хвалі
Пракаціліся шыр’ю зямлі».
————
Очищения духовного волны
Прокатились шириной (широтой) земли.
Тут нужна Елена.
Вообще, духовное очищение — это глубоко интимное. Даже, если оно произошло массово. И в волнах это деяние трудно себе представить. Во-вторых, волны «прокатились шириной земли». Прокатились по всей земле — понятно. Но духовные волны не могут кататься по земле. Ну и т.д.
Аўтар меў ва ўвазе тое, што хвалі могуць
пракаціцца морам ( як па моры)
пракаціцца шыр’ю зямлі ( як па шыры зямлі)
Я не знаю, что автор имел ввиду, но это выражение не имеет смысла.
Спасибо за ссылки. Вышел вот на что — http://slounik.org/
———
Но духовные волны не могут кататься по земле.
———
Блеск! А дождь не может идти — у него ног нет!
Алекс, Вы НИ ЧЕРТА НЕ СМЫСЛИТЕ в стихах, простите, сэр, это искренне.
Уж если Вы не поняли таких строк, а стихи Гусаченко, недостатки которых указаны ниже, Вы превознесли.
Стихи — это не только мех, но и мясо.
Мех — смысл, и он у Метлицкого — мощный, уверенный сильный.
(Опустим здесь то, что излишне, ИМХО, пафосен)
мясо — это слова. Это безупречная логика построения фразы, это отточенная строка, безо всякого изъяна рифма. Это — мастерство, это достигается работой над стихом: часами, сутками.
Не пытайтесь наехать на Метлицкого как на мастера стиха — кишка у Вас тонка. Вы — не понимаете поэзии, не тщитесь критиковать, нелепо выглядит.
И, запомните уж: мастерство истинное начинается со слов.
И если встречается откровенная чушь, как вот это —
—
Ты сумела,
увидав разделения власть,
всё ж успеть послужить единению,
и помочь
никому не упасть?
——
нужно реально на это смотреть — а не в рот Гусаченко.
Василь, как всегда очень эмоционально. Это больше качество женской психики. Аргументов почти никаких.
Что значит «не смыслите в стихах»?
Во-вторых, я обращаю лишь внимание на отдельные некорректные словестные группы. Ну и вам надо показать, где я превознес стихи ТИ? Иначе вы опять подтверждаете свою репутацию болтуна.
И снова вы сталкиваете людей: меня и Метлицкого. Почитайте здесь, как другие его называют, профессионалы, тогда будете мне предъявлять претензии.
Я сегодня напишу, что получается, когда «безупречная логика построения фразы, это отточенная строка, безо всякого изъяна рифма». Если поэты следят лишь за этим, появляются смысловые изъяны.
Мех, мясо — блеск! Вот это аналитик!
Конечно, у таких аналитиков духовные волны катаются по земле. «Дождь идет» — это устойчивое, понятное выражение.
Я заметил, Василий, что вы слабовато понимаете смысл не только сказанного, но и увиденного. Это относительно того фильма, что вы мне рекомендовали посмотреть. Суть может лишь иногда совпадать с точкой зрения.
Василь, то, чем вы занимаетесь здесь, называется флейм — спор ради спора, переход на личности.