Курс молодого творца: пишем заявку в издательство

© Елена Кисель

Писать инструкции, как известно – дело уважаемое и чрезвычайно сейчас популярное. Но мой вклад в это дело минимален: в данном случае я выступила в качестве гнусного компилятора чужих идей и взяла на себя труд изложить их в наиболее доступной форме. Желающим ознакомиться с инструкциями подобного рода поподробнее советую прогуляться по великолепному сайту

Итак, вы молодой писатель и после долгих мук решились поделиться своим безусловно фантастическим творчеством с общественностью. Поскольку появляться на пороге отечественных издательств с прищуром а-ля «Я – Бэтмен!» и толстой пачкой листков под мышкой вам надоело – вы решили сходить нале…то есть, обратиться в издательства российские или зарубежные. Ну, или хотя бы в те из отечественных редакций, которые не требуют от вашего принтера сверхусилий, а от вас – разорения на железнодорожных билетах. Проще говоря, вы решили действовать через такое полезное изобретение как электронная почта.

Просмотрев огромное количество сайтов издательств, вы выбрали те, которые вам подходят: а именно, принимают романы/повести/рассказы в соответствующем жанре и имеют электронные адреса, по которому можно выслать рукописи. Перед вами целый список заманчивых e-mail журналов или, опять же, издательств. Вы были на их сайтах и выяснили, что никаких особых форм для заявок молодых авторов (таких, как, например, у «Эксмо»), не имеется. Вам дана полная свобода в составлении обращения к редактору, и писательскую душу терзает только один вопрос…

Что, собственно, делать с этой свободой?

Для начала желательно подготовить комплект документов, в который входят: собственно заявка, синопсис и рукопись.

Начало переговоров с издательством – это как раз заявка, в которой вы предлагаете свою книгу. К составлению этого документа подобает подходить со всей серьезностью, дабы возможность публикации произведения не отпала на самой ранней стадии.

Заявка должна содержать все необходимые сведения о произведении и об авторе.

Текст вроде «Вашему издательству предлагается мой роман «Единорог в гараже», с уважением, Бякина А. М.» вряд ли вызовет у редактора бурный энтузиазм. Лучше покажите, что на вашем произведении можно заработать или что оно будет интересно широкой публике (но ни в коем случае не методом перечисления всех дядьсаш и тетьколь, которые ваше произведение читали и хвалили!). А это поможет сделать интересно написанная заявка.

Как же можно начать письмо в редакцию? Профессионалы, к примеру, Эльвира Барякина, рекомендуют несколько вариантов:

1. Если ваше произведение обладает сильным информационным стержнем – можно перейти сразу к делу:

«Полынные мутанты» — повесть об экспедиции биологов, секретно направленных в 1995 г. в зону Чернобыльской катастрофы. Их было шестнадцать, их снабдили проводником, просроченной тушенкой и счетчиками Гейгера, и не снабдили сведениями о том, с чем предстоит столкнуться.

2. Начать можно с так называемого «сюрприза»: остроумной фразы, неожиданной цитаты/ интересной статистики…

«Согласно данным мониторинга «Всемирной ассоциации психологов», все больше людей начинают увлекаться написанием фэнтези и фантастики. Фантастическими играми, книгами, фильмами и картинками увлекаются более 45 % людей от 18 до 35 лет (статистика, разумеется, вымышлена). Почему мы уходим в вымышленные миры? Что, если это кому-то выгодно?».

3. Нетипичный, интересный вопрос, который, однако, годится не для всех произведений и авторов. Ответ редактора на вопрос «почему кошки не работают на бензине?» может вылиться в соответствующую форму: «Потому что, блин..!» (но, конечно, более вежливо). Возможный ответ должен быть реально интересен для редактора. К примеру, его может заинтриговать такое начало: «Что заставляет нас покупать вещи? Почему мы, словно роботы, заходя в магазин, приобретаем совершенно ненужную нам ухоковырялку и потом не знаем, какому бы врагу ее подарить?».

4. Можно процитировать первые предложения вашего произведения, если, конечно, его начало звучит достаточно заманчиво:

Что мы знаем о тете Асе? Только то, что она постоянно приезжала куда-то, чтобы заняться исключительно стиркой белья. Это рекламный образ, стереотип, знакомый каждому с детства. Но не стоит ли за ним нечто более загадочное, глубокое и…трагичное?

Классический же вариант заявки, годный почти везде и для всех издательств, звучит примерно следующим образом:

Уважаемая Вера Николаевна!

Позвольте предложить вашему издательству мой роман:

Название произведения: «Единорог в гараже».

Автор: Бякина Алиса.

Жанр: юмористическое фэнтези. Книга подходит для серии «Тайное с явным».

Объем: 11,2 а.л.

Целевая аудитория: молодые люди 17-30 лет, жители крупных городов со

средним и низким доходом, интересующиеся жанром фэнтези и

компьютерными играми.

Аннотация: Свою старенькую «Ауди» инженер Андронов любил безумной любовью. Ради страсти к ней он не заводил семьи, друзей и домашних животных. Каждую свободную секунду он проводил рядом с нею, меняя масло или перебирая карбюратор. Но в тот страшный день он обнаружил, что машины больше нет, а из гаража на него смотрит странная лошадь с рогом посреди лба.

Об авторе: Бякина А. М., 24 года, образование — высшее техническое. Опубликовала ряд статей в местной прессе. Книжных публикаций не было.

Адрес. Телефон. E-mail. Сайт (если есть).

С уважением,

Бякина Алиса Михайловна

Можно было бы привести бесконечное количество советов и буквально по пунктам разобрать даже этот «классический вариант». Кроме того, существует длиннейший перечень того, чего упоминать в заявке ни в коем случае не следует (например, цену на вашу рукопись). Однако самым разумным кажется в этом случае обратиться к экспертам. Писатель и литературный агент Эльвира Барякина разместила универсальный совет начинающим авторам по написанию заявок. Совет под названием «Не пишите так никогда» представляет собой письмо-сборник всех возможных ошибок, которые только может допустить автор при обращении в редакцию. Этакий метод «от противного», с комментариями самой Э. Барякиной в скобках. Итак:

Не пишите так никогда

Уважаемая редакция! (звучит как письмо в провинциальную газету. Если вы не знаете, как зовут редактора, пишите «Добрый день!» — это беспроигрышный вариант).

Моя новая книга «Гарантированный успех меча» не знает аналогов (Знает, знает. Ничто не ново под луной). Я уже публиковал ее за свой счет (Не упоминайте о самиздате — это не прибавляет вам очков. Скорее означает, что вы уже пытались продать рукопись, но на нее никто не позарился) и все мои друзьям сказали, что им очень понравилось (мнение ваших друзей не имеет никакого значения).

Я знаю, что вы просите не присылать вам весь текст сразу, но поверьте, как только вы начнете читать мой роман, вы не сможете оторваться (невыполнение инструкций — практически гарантированный отказ). Файл очень большой, но не пугайтесь — в книге много иллюстраций, которые нарисовал мой брат, очень талантливый художник из народа. Он же нарисовал замечательную обложку (худлит очень редко печатают с иллюстрациями; художника для обложки выбирает издатель, так как внешнее оформление книги должно вписываться в определенную серию).

Сейчас в книжных магазинах слишком много мусора, язык не поворачивается назвать это литературой (никогда не ругайте других авторов), и мой роман — это круче, чем Гарри Поттер (не сравнивайте свою книгу с бестселлерами). Это ваш единственный шанс заработать миллионы (автор понятия не имеет, как работает книжный бизнес). Я уже обращался в издательства «Эксмо», «АСТ» и «Олма-пресс», но мне ничего не ответили. Не понимаю, кто у них там вообще сидит на приеме рукописей? (очередной признак непрофессионализма).

По поводу синопсиса, который вы просите прислать. Зачем тратить время на какие-то синопсисы, когда у вас уже есть готовая книга? В ней все сказано (автор не понимает, как работает издательство).

Мне сложно определить жанр, в котором я пишу: такого еще не придумали. Это книга о любви к Жизни и к Женщине, замешанная на магии и похищении Великого Талисмана Власти. В ней много философских размышлений, но есть место и дракам, и юмору, которые так любит современный читатель. (автор плохо начитан и не разбирается в современной литературе).

По поводу объема. Я не знаю, что такое «а.л.», но моя рукопись, если ее распечатать, будет толщиной примерно в полпальца. Это где-то 400 страниц мелкого шрифта. (автор не сделал «домашнее задание»: узнать что такое «авторский лист» — это две минуты поиска в Яндексе).

Об авторе: Копиркин Сережа Эдуардович, 37 лет, имею троих детей и высшее образование (эти сведения не имеют отношения к делу). Живу в городе Великие Бадьи. У нас очень красивая природа, так что приезжайте в гости (лишнее).

Я бы хотел, чтобы мою рукопись сразу принесли главному редактору Вашего уважаемого издательства (автор не понимает, как работает издательство). Я видел его фотографию в интернете и мне показалось, что он честный и образованный человек с тонким литературным вкусом (крайне неудачная попытка польстить).

Копирайт на мою книгу зарегистрирован официальным путем, и я присылаю вам свою рукопись, надеясь на вашу порядочность (откровенное хамство).

С уважением и надеждой, («надежду» убрать) Сережа Эдуардович (это мой псевдоним) (no comments)

Будем надеяться, никто из нас не совершит трагических ошибок, приведенных выше. Удачи в творчестве и публикациях!

Использовались материалы с ресурса http://www.avtoram.com/

Комментарии запрещены.