Эталон предательства

С огромным интересом и увлечением прочел повесть Наталии Костюченко «Предательство», опубликованную в журнале «Неман» за октябрь этого года.

Насколько я понял, это произведение биографично. Автор об этом сама указывает с небольшой поправкой: «Вряд ли кто способен огласить истинную свою биографию». И в этом, пожалуй, Наталия права. Однако, похоже, она постаралась максимально точно описать события своей жизни.

Подобные откровения редкость. Для стороннего наблюдателя, которому повезло окунуться в описываемые события и глубокие психологические переживания героини, — Наташи, — это дорогого стоит.

Легко читаемый текст и минимум философских отклонений, увеличивает значимость произведения – автор экономит время читателей и, в достаточно коротких описаниях конкретных событий, выдает много информации.

Примечательно то, что эта повесть представляет интерес в первую очередь для мужчин, начиная с молодых. Женские откровения не часто услышишь. Ожидание загадочного «принца на белом коне», бессмысленный его поиск. И как результат – банальная печальная история, как в случае Наташи с Федором – первым парнем, с которым она начала встречаться. Это та синица, явившаяся вместо «журавля в небе», которая, в конце концов, превращается в принца. История дружбы, впоследствии переходящей, скорее всего, в любовь – увлекательна на протяжении всей повести. Она насыщена различными непредвиденными событиями, что позволяет сохранить интригу до конца повествования.

Не сложилась судьба у героини с Павлом – первым мужем. Так же, не сложилось и с Федором. Пройдя все испытания, в том числе и тяжелой болезнью, Наташа встречает Володю. Его отец — алкоголик. Сам он был судим за драку и приходил к Наташе иногда сильно выпившим. Но Володя вызывал у нее симпатию и сочувствие. Вскоре они поженились при странном условии Наташи: съездить в Подмосковье и проститься с Федором, где он служил, и у него была семья. Вот здесь и начинается, пожалуй, тема предательства. Хотя все выглядит прилично: Наташа открыто рассказала Володе историю неудачной личной жизни.

Впоследствии, Володя принимал Наташу «чуть ли не как богиню». Он был несколько ленив, часто менял места работы. В продолжительных перерывах читал книги на диване. Наташа открывает свой бизнес, и Володя увлеченно стал помогать ей. Оставляет увлечение спиртным. Благодаря мужу, Наташа избавилась от неуверенности в себе и необщительности. Я процитирую подробно следующее: «До сих пор не сомневаюсь, что именно благодаря душевному участию и чуть ли не слепой, одержимой вере в меня этого человека я стала успешной и известной в республике «бизнес-леди»».

Собственно, становится понятно, что без душевного участия Владимира, Наташа могла не состояться. Душевная и моральная поддержка — это то, чего многим не хватает в жизни. И не важно, кто организует домашний уют и поддержку – муж или жена.

О благородстве Володи говорит и его поступок с инициацией поездки Наташи к Федору в трудный период жизни последнего. Этой поездкой завершился еще один беспокойный этап в жизни Наташи.

Володя верил в свою жену и, благодаря этой вере, Наташа сумела организовать и сделать успешным свой бизнес. Рядом всегда находился преданный муж. Наташа сравнивает Володю с удобной обувью, в которой ощущаешь комфорт. Владимир принял ее интересы и жизнь, как собственные. Поражает воображение следующее. На протяжении девяти лет, после того, как Наташа и Володя вернулись от Федора из Подмосковья, по утверждению Наташи, «ни единым словом не обговаривая этого и не объясняясь, не позволили себе тех отношений, которые связывают мужа и жену в полноценный союз – физической близости. Скорее инициатива исходила от меня, а Володя, как всегда и во всем, согласился со мной». Инициатива не «скорее всего», а исходила от Наташи. Владимир уже давно был ведомым. Это второй этап в предательстве Наташи.

Итак, Наташа становится все увереннее и выстраивает свою «лестницу вверх», уверовав уже в собственную исключительность. На этом этапе впервые находится виновник не совсем лицеприятных изменений Наташи – Володя. Он, конечно же, «потворствовал этому». Откуда-то возникает философский вопрос о справедливости поведения мужа, начинаются сомнения.

Наталья очень коротко рассказала о своем грехопадении, оправдывая свое поведение силой «капризной природы» женщины. Она, создавшая искусственные запреты, укротив на какое-то время воспаленными фантазиями женскую природу в себе, вдруг позволила инстинктам проявиться во всю мощь. Владимиру в этой бурной жизни уже не было места. Судя по всему, Володя так и не нарушил негласный обет и ни с кем не попытался удовлетворить желание плоти. Наташа инициирует развод, а Владимир и на этот раз уступает любимой женщине, своей Богине.

Предательство завершилось. Завершилось как-то буднично.

«Павел, Федор, Володя… Какой след я оставила в душе каждого? Не машиной ли разрушительной прошлась по их судьбам?

Каждого из них я предала. Одного – выйдя замуж за него не по любви, уступив собственному безволию. Другого, наверное, все-таки, любя, — подчинившись своей слабохарактерности и трусости. И Володю…».

Нет, не «и Володю…». Наташа предала исключительно одного Владимира. И с Павлом и с Федором не было никакой определенности, не было никаких обязательств и договоренностей. Их просто невозможно было предать. Сложные отношения разрешились сами собой, а в случае с Федором – при определенной помощи Володи.

«Предатели предают, прежде всего, сами себя». Это спорное утверждение Плутарха, взятое Наталией в качестве эпиграфа – оправдание своего предательства, не более того.

Обвиняю ли я героиню? Однозначно — нет, поскольку она поступала согласно своему воспитанию, приобретенным качествам и постоянно формировавшимся убеждениям. Она именно ТАК проживала свою жизнь.

Это увлекательный, откровенный и интересный рассказ и автор у меня вызывает восхищение этим своим откровением. Мне лишь интересно – имеется ли у Наталии сейчас ее бизнес?

Александр Новиков

Эталон предательства: 40 комментариев

  1. О повести Натальи Костюченко «Предательство». Она сама очень светлый, добрый человек, и тексты ее наполнены таким же светом любви, ожиданием совершенства, поиском гармонии во всем, прежде всего в людях. Может поэтому она так любит цветы, растения, из них она составляет, моделирует изящные композиции.
    В ней, как в личности, сильно развито христианское всепрощение и терпимость, но она сама сверх идеалистична, нежна и зависима от окружающих. Такое бывает в юности, поэтому ее повесть прозрачна, конфликты камерны, автор тиха, она старается все спрятать под собственной оболочкой, заглушить свой собственный, тихий голос. Ей кажется, что лучше носить все в себе, покаяние и муку, разочарования и боль. Она берет на себя все страдания, пытаясь щадить всех и входить в чужое положение, слишком трагическое самопожертвование, немного бы здорового эгоизма не помешало бы…
    Повесть найдет своего читателя, мне кажется, среди таких же юных, доверчивых душ, но мир и все, что нас окружает, так несовершенны, что мне иногда страшно за таких добрых и чистых людей. Она слушком хрупка и слаба, а литература – удел сильных, по большому счету это мужское дело, часто бескомпромиссное, жестокое и циничное.
    Мне кажется, писатель Наталья Костюченко на верном пути, она растет, мужает, меняется, как и положено растущему писателю. Хочу почитать ее книги лет так, через 5-7, они должны настояться и загустеть, замешанные на самой правде нашей трудной жизни, а не только на ее прекрасных идеалах. При всем реализме, почти документальном повествовании, глубоком психологизме, хорошем языке и вкусе, писатель еще в начале творческого пути, когда авторам еще так присущ сентиментализм, сладкое обольщение и надежды. Пора избавляться от прежних грузов и двигаться дальше.
    И еще. Наталья Костюченко талантливый редактор, это сегодня не часто встретишь, она чувствует хорошую литературу, умеет настраиваться на чужой текст, быть предельно деликатной с авторскими рукописями, и правит хорошо, не портя основной материал. Имела честь столкнуться с ее правкой. Это еще раз подчеркивает ее прекрасные личностные качества. Творческих успехов.

    • Ну вот, имеем развернутую характеристику автора повести. :)

      Наши мужчины-писатели заняты, в основном, политикой, написанием незначительных произведений, своим возрастом, болячками. Для создания такого произведения, как повесть Наталии, нужно отвлекаться от быта и мира сего. Получается, ей это удается.
      Несомненно, таких писателей будут читать. Жаль, что их некому «раскручивать». По сути, этим и должен заниматься Союз писателей, полагаю.
      Ну и на этом портале обязательно будет чаще других обращаться внимание на талантливых писателей. Еще не начата работа с издательствами.

      • «Ну и на этом портале обязательно будет чаще других обращаться внимание на талантливых писателей»
        Как в том кино: не огласите списочек?
        Пока, видно хорошо, весь сайт создан за-ради трех человек.

        • Вы уже четвертый будете.
          Лиха беда начало. Чем больше народу — тем больше мнений.

  2. Александр, если не ошибаюсь, сегодня первый юбилей, 26 октября ровно месяц, как на сайте появились первые записи. Поздравляю.

  3. Вот, вы, Савчук, не знаю имени, и включайтесь, будете с нами четвертым по списочку. Как говорится, создадим сайт вместе. Не дурацкими, подозрительными репликами и копанием в чужих биографиях, а умными, проблемными статьями, откликами, дискуссиями. Не знаю, что у вас видно, а мне видится, что сайт пребывает посетителями, друзьями, зевак, случайных людей тоже хватает, не без этого. Хочется через год отметить годовщину литературного сайта, не все сразу получается, но получится, обязательно получится.

  4. Гэта не сайт літаратурны… Гэта месца, на якім гнобіцца літаратура. Гэта ці не першыя мае словы на беларускай мове? На сайце, які гучна названы «Белорусскій літературный».
    Ірына, Вы чытаеце нешта з творчасці тых аўтараў, якія Вас НЕ хваляць? Краснова-Гусачэнка чытае яшчэ нечыя вершы? Хоць пытацца наўрад ці трэба: па гэтулькі выдаваць кніг — калі тут чытаць чужое?
    Не, сябры мае, закон дыялектыкі аб пераходзе колькасці ў якасць не працуе ў духоўнай сферы, не можа ён спрацаваць у літаратуры.

    Трэба не проста не разумець літаратуру, трэба сапраўдную, высокамастацкую літратуру ненавідзець, не заўважаць яе, каб уласную творчасць мераць колькасцю выдадзеных кніжак ды «сустрэч з чытачамі».
    Максім Багдановіч выдаў толькі адну кніжку вершаў — куды яму, беднаму, да вашай Тамары!
    Можна выдаць і 10, і 15 кніжак — ды застацца на ўзроўні загадчыка установы. Будзеце спрачацца?

    Вы згодныя, Ірына, што сёння большасць кніжак большасці творцаў жыве толькі таму, што жыве асабісты голас гэтых паэтаў пра іх асабістыя кніжкі?
    Адзін чалавек вельмі слушна заўважыў: вельмі проста, назвычай проста уявіць свет без самога сябе. Мабыць таму, што мы ўжо зведалі вопыт смерці чужых і блізкіх людзей, і ведаем, як можа змяніцца свет пасля смерці. Адказ — ніяк. Амаль не зменіцца. Проста нас не будзе.
    Не будзе каму дакладваць пра нашыя кніжкі на з’ездах, не будзе каму пісаць у СБ пра колькасць сустрэч. Нехта уздыхне вальней — не будзе каму атакаваць яго, патрабуючы для сябе ўзнагародаў вялікіх і малых. Нехта з бібліятэкарак прамовіць: «Даруй, Божа, але дзякуй…», што больш не трэба будзе рыхтаваць па катэгарычным загадзе аўтара гэтыя нібыта сустрэчы…
    Далей працягніце самі.

    • Рэпліка супер! Не думаю, ўто гэта датычыцца Наталлі, бо яна сапраўды клёвая. А тое, што звязана з Тамарай поўная праўда.

  5. Почему литература на сайте гнобится, приведите примеры, кем именно? Размаўляйце на беларускай мове, у чым справа.
    Хвалят, не хвалят, какая разница, разве можно выбирать по такому принципу книгу, в моем окружении, если вы имеете в виду литературу местных авторов? Мне трудно угодить, испорчена на всю жизнь хорошей литературой, и прогибаться не собираюсь под нечто дурного вкуса. Перечитываю Э.Ожешко в переводе на русский, прекрасный язык, узнаются особенности, характеры людей и улицы, дома, магазины, другие места города, которые были более ста лет назад и сегодня прекрасно сохранились.
    А как мне нравится совершать историческое путешествие по старым-новым улицам, при этом вспоминать старые названия, такая игра. Найди Полицейскую, Почтовую, Муравьевскую, переулки «Старого света», где жила пани Олеша, мама писателя Ю.Олеши. До войны на месте современного универмага стояла гостиница «Европа», где служил Карл Олеша, отец Ю.Олеши. Например, нашли при реставрации рядом с домом Э.Ожешко табличку, исследователи обнаружили надпись: «Присяжный поверенный Казимир Карлович Милковский с 25 мая 1902 года переехал в дом Зидранского по улице Палатской, угол Ивановской».
    Сегодня угол Ивановской (сейчас улица Тельмана), в моем паспорте стоит прописка именно этой улицы. Поэтому с огромным удовольствием читаю, как захватывающие детективы, увлекательные книги профессора В.Черепицы, кстати, коллеги по ОО СПБ.
    Перечитываю В.Быкова, у нас много еще живет людей и коллег писателя, которые рассказывают о нем интересные истории, байки, случаи. Писатели, прежде всего, люди, их окружали тоже люди, всякие, знаете. Например, первая жена В.Быкова лет 40 назад одна из первых носила норковую шубу, купленную на гонорары мужа-писателя, а ездила по городу на общественном транспорте, но в редкой тогда норковой шубе. Наверное, в спину женщины ей злословили. Сегодня каждая вторая студентка одета в красивой шубке из норки. Моей подруги мама рассказывала, как В.Быков ей жаловался, что если представить огромное дерево с раскинутой могучей кроной, то вот такая у него была рукопись, но ее так беспощадно обкарнали, что от того могучего дерева остался один телеграфный столб.
    Что вас так волнует, что читает Краснова-Гусаченко Т., с нее довольно, что она тянет на себе такой административный воз, сейчас лежит в больнице с обострением. Литература кроме многих функций несет еще пропагандистскую, воспитательную, и председатели отделений заняты большой работой, часто наши автор выступают на встречах совершенно на добровольных началах. Никто за выступления не платит, хотя это несправедливо. Да, книг местных авторов много, но часто читать нечего, это правда, но среди второсортного и средненького, как сверкают и выделяются таланты, их мало, а почему талантов должно быть много.
    Это не я сказала, это ваши слова «Трэба не проста не разумець літаратуру, трэба сапраўдную, высокамастацкую літратуру ненавідзець, не заўважаць яе, каб уласную творчасць мераць колькасцю выдадзеных кніжак ды «сустрэч з чытачамі». И Краснова-Гусаченко Т. такое никогда не скажет, не надо собственные фантазии переносить на других, это не корректно. Не думаю, что она соизмеряет собственное творчество, занижая творчество наших классиков. Она служит своим творчеством, своим общественным делом, отношением к жизни и людям, как у нее получается, и каждый может кинуть в ее огород камень.
    Все мы разные, творческий потенциал и возможности, возраст, образовательный ценз, внутренняя культура, опыт, характеры и т.д. тоже отличаются, вот и пишите на здоровье, работайте, а писательский союз никогда за нас ничего не напишет. Все мы добровольно вошли в это сообщество, никто не заставлял, не нравится, всегда можно выйти. Я, вы, кто-то другой не сможет изменить мир, бессмысленное занятие, но попытаться измениться самим можно, мне, кажется, живое, открытое, талантливое слово может изменить человека, а с ним и мир.
    «…большасць кніжак большасці творцаў жыве толькі таму, што жыве асабісты голас гэтых паэтаў пра іх асабістыя кніжкі?». Если это не пустой графоман, не мертвый, а потому никому не нужный язык, у которого нет читателя, а ведь этот факт сегодня существует, появились авторы, которые пишут исключительно для себя, а повторюсь, живое, пульсирующее Слово, то Литература будет жить.
    Не могу судить других, но по себе знаю, что никому свою персону не навязываю, приглашают в библиотеки – иду, не приглашают – тоже не обижаюсь. Моя благодарная аудитория – старшее поколение, а багаж молодежи сегодня представляет жалкое зрелище, упущенное поколение. Но не все, есть и думающие, умные люди, они любят книги, заядлые спорщики.
    У вас всегда есть выбор – не заходите на этот сайт, не читайте раздражающие вас материалы, найдите своих единомышленников на других сайтах, и общайтесь на здоровье.

  6. —————
    Почему литература на сайте гнобится, приведите примеры, кем именно?
    —————
    Калі тут прыніжаецца старэйшы літаратар Беларусі, калі яго тут зневажаюць, кпяць з яго «15 аповесцяў», калі ў супрацьстаўленне яму ставіцца такая паэтка як К-Г, то каму яшчэ не зразумела, з якой мэтай ствараўся сайт?

    • Опять бла-бла-бла. Конкретный пример гнобления нужен.
      Ну и, кроме всего, за что его следует уважать?

  7. Савчука и Жору, видно, кто-то очень обидел, вот они и хамят из-за угла. Говорите открыто, и не подписывайтесь кличками. Ирина и Алекс, благодарю вас за поддержку и понимание. Савчуку: В.Липский выдающийся писатель, но почему тогда вы и другие его обожатели выступаете анонимно? Стыдно имена свои написать? Грубость и откровенная зависть вас всех, собственно, и объединяет, да и обнаруживает. Да и интеллект ваш очевиден. Нормальные люди полемизируют открыто, а вы — только под кличками. И что так на защиту В.Липского встали? Кто нападает? Да и В.Липскому на что обижаться? Сам завёл полемику, бросил в лицо всему СПБ, что «многие» писатели, помяты, неумыты, в грязных рубашках, да и бездарны все, кроме него одного, а как должен был на это реагировать человек неравнодушный, да ещё отвечающий за целую организацию. Более полусотни восхищённых звонков получила я по поводу своей статьи «Кто отсанется в истории?» со всех (!!!) областей страны, и продолжаю получать. А кто стоит за кличками «савчук» и «жора» мне, (и не только мне), прекрасно известно. Несчастные люди,завидующие даже выходящим книгам! Не удалось им переворот на съезде сделать, вот и беснуются. А зря. Лучше бы книги добрые почитали, и, желательно, не только своего кумира. Ума-разума набрались бы, подобрели, душой посветлели. А то косноязычие и хамство выступающих под кличками всё же очень портит наш литературный сайт, уважаемый Алекс!Кстати, спасибо Вам за подвижничество! На таких и держится наша литература. Удачи Вам! И вот экспромт для «друзей»:

    Вы, савчуки, не церемоньтесь,
    Вам в злобе ниже не упасть!
    Но , вас читая, вот же — нонсенс,
    Косноязычьем вашим всласть
    Я упиваюсь… Мне ль всё это?
    Так много значу я для вас?!
    Что слаще может для поэта
    Быть, чем над страстью вашей власть?
    Вы мне, как кислород для пламя,
    Я разгораюсь всё сильней!
    Быть может, это вы не сами,
    А, защищая «честь друзей»,
    Их выполняли порученье?
    Ах, «заговорщики»… Не скрою,
    Меня ваш пыл так увлекал,
    Что я — за ваше пью здоровье,
    И полон звонкий мой бокал!
    Честь имею, поэт Тамара Краснова — Гусаченко, крестьянка по происхождению.

    • «»крестьянка»»
      «»Да и интеллект ваш очевиден.»»
      Як той казаў: ні дадаць, ні адняць.

      «»На таких и держится наша литература. «»
      Кукушка хвалит петуха (с)

      Зразумела, доўгі-доўгі час графаманства рускамоўных паэтаў і празаікаў адкрыта называлася графаманстам з адпаведным стаўленнем да графаманаў. Зразумела, што яны пакутавалі. Іхняя сённяшняя агрэсія — гэта сваеасаблівы ўзрыў, бунт. Ва ўсе часы бунтаўшчыкі імкнуліся ў першую чаргу знішчыць найбольш знакавыя фігуры. Гэта таксама лагічна і прадказальна.
      Яны нясуць замест харугваў свае выдадзеныя за ўласныя грошы кніжачкі, яны размахваюць «отзывамі» як знамёнамі. Сеціва дазволіла рэалізаваць сябе кожнаму, хто ўмее складаць літары ў словы (пра словы ў сказы казаць не будзем), вал графаманства даўно не дзявяты-дзясяты. Гэта ўжо цунамі, якая накрыла цалкам тое, што завецца рускамоўнай беларускай літаратурай.

      Шчыра кажучы, я не пакутую з-за гэтага.
      Другараднасць, шараговасць рускамоўнай «паэзіі» такога ўзору, прыклад якога прыведзены вышэй, працуе ў накірунку нівеліравання ўсяго рускамоўнага ў Беларусі. Не скажу, што гэта мяне радуе, але, як чалавека, які хварэе за родную мову, ніколькі і не засмучае.

      • «Зразумела, доўгі-доўгі час графаманства рускамоўных паэтаў…»
        ———
        Цікава, а беларускамоўныя графаманы сустракаюцца? Ці з іх забор можна гарадзіць? :)

        • ёсць, вядома. Але справа ў тым, што каб пісаць вершы на роднай мове, трэба яе ведаць. А ўжо толькі адно веданне прыўздымае аўтара на прыступку інтэлекту.
          Вывучыць — і, бывае, кідае пісаць, разумеючы, што ён піша.

          • А калі у беларуса родная мова руская, яму што, павесіцца, ці пад цягнік кінуцца?

            • Задавайце пытанні па тэме.
              Калі ўсё ж хочаце пачуць адказ, то — вучыць.
              Сказаць: «Мая родная мова — беларуская, але я не ведаю яе», як сказаць, што я маю маці, але ў вочы яе не бачыў.

              Шукайце маці.

              • Савчук, читайте внимательно. Ну, так же, бывает, мать не видел ребенок. Ничего в этом неординарного нет.

            • Заўважце, мы — беларусы, можам лёгка пісаць, гаварыць як па-беларуску, так і па-руску. А вы — не!!!

              • Я тоже белорус, но не разговариваю на белорусском. Неправильный белорус?

    • Чем же так обидел «крестьянку» г-н Липский? Не взял баночку икры, и отказался голосовать за присуждение премии? Помните этот позорный момент? Имел возможность наблюдать со стороны.
      Липский останется в истории, а вы? Только пока будет действовать так активно поддерживаемый вами административный ресурс? А вокруг вам видятся одни враги, заговоры, перевороты, да кому вы нужны? Если вас правда читают — пишите книги, получайте от этого удовольствие. Мне вас жаль.
      А вот честь вы действительно имеете, только не свою, а чужую. Кто следующий? Будьте добрее,

    • «Савчука и Жору, видно, кто-то очень обидел, вот они и хамят из-за угла. Говорите открыто, и не подписывайтесь кличками. Ирина и Алекс, благодарю вас за поддержку и понимание. Савчуку: В.Липский выдающийся писатель, но почему тогда вы и другие его обожатели выступаете анонимно? Стыдно имена свои написать? Грубость и откровенная зависть вас всех, собственно, и объединяет, да и обнаруживает.»
      Адказваю за Жору:
      1.Жора — гэта маё сапраўднае імя
      2. Прачытаўшы ваш артыкул, смешна чытаць пра «грубость» і «завість»
      Як вы сябе адчуваеце? Пісалі, што вы ў шпіталі? Папраўляйцеся!(шчырае пажаданне).
      А хто акрамя вас зможа напісаць такі верш?
      Гэта інтернет, тут выказваюць свае думкі хто хоча і як хоча. Тут не трэба браць дазвол:)
      Калі мае выказванні «хамства», то як вы назавеце свой тэкст «Кто останется в истории».

  8. Графоманство пустило свои корни повсюду, графоманы ошиваются у парадного подъезда любой литературы, думаете ее мало в российской, польской, украинской, и среди беларускай літаратуры их не меньше. Сказала и сама себя одернула, ну, уж никак не в Литературе, которую ждет читатель. Графоманство – зараза похуже чумы, нет ей достойного отпора. Вот и штурмует лжелитература все редакции и издательства, но это было и будет, пока жива настоящая словесность. Такая мелкая рыбка-прилипала, паразит. Не думаю, что кого-то хотят уничтожить, это большое преувеличение, какая-то старорежимная лексика. Некого уничтожать и не зачем. Литература останется, и все эти слова, которыми мы обмениваемся на сайте, то же останутся свидетелями наших столкновений, разговоров, сомнений. Единственное, чего бы хотелось, коллеги, взаимоуважения и сдержанности, нам так не хватает терпимости и толерантности, эти качества еще как нам всем пригодятся. Сапраўдная беларуская памяркоўнасць, а энергию надо направлять в тексты, в тексты, желательно позитивную и жизнеутверждающую.

    • Талерантнасць…
      Вы задумваліся над глыбіным сэнсам гэтага слова?
      Талерантны — гэта не цярплівы.
      Талерантны — які згодны цярпець.

      Адчуйце розніцу, як гаворыць рэклама.
      Аўтараў літаратуры не трэба супакойваць і заклікаць да памяркоўнасці. Сёння не літаратура, а на літаратуру аб’яўлены крыжовы паход. Замаўчалі ўсё крытыкі. Ім не даюць казаць пра тыя творы, пра якія яны хочуць казаць, іх прымушаюць казаць пра тыя творы, пра якія яны казаць не хочуць.
      А сапраўдны крытык аднойчы сказаў: «Я ведаю кошт свайго імя», — і адмовіўся пісаць ухвальную рэцэнзію на пусты ад пачатку твор.
      І таму, бо святое месца не будзе пустым, з’яўляюцца такія сайты, як гэты, дзе за сапраўдную крытыку імкнуцца выдаць дзяшовыя панегерыкі, услаўляючы калі не графаманаў, дык дастаткова пасрэдных аўтараў за дастаткова пасрэдныя кнігі, адначасова ваюючы супраць слынных імёнаў.
      Яно і праўда: «знать, она сільна, коль лает на слона».

      Ці не так, Ірына?

      • «Ім не даюць казаць пра тыя творы, пра якія яны хочуць казаць, іх прымушаюць казаць пра тыя творы, пра якія яны казаць не хочуць».
        —————
        Пока вы грызетесь с литераторами. Кто заперещает, скажите слово пра іх творы.

  9. Знаете, что мне нравится на сайте, так это возможность услышать других и быть самой услышанной. Первый раз слово толерантность я услышала от врача более 20 лет назад, назначили лекарство, и врач засомневалась, будет ли оно толерантно воспринято организмом. Так я тогда приняла это слово за медицинский термин. Оно, кончено, западно-либеральное, но уже прижилось и у нас, мне больше нравится терпение, чем терпимость. Терпение заставляет напрягаться и вырабатывает характер.
    Если брать глобалистскими терминами, проникновение повсеместно в культурную среду чуждых нам псевдо-идолов и псевдо-культов, то я согласна, что и на литературу объявлен крестовый поход. Но в наших пенатах? Если есть талант, понимание жизни, опыт и неистребимая способность писать, то пиши. Другое дело, что сегодня к литературным способностям требуется пробивной характер, или как на западе –литературный агент, который за определенный процент возьмет на себе все нетворческие хлопоты, это да. Это реалии нашего дня. Я просто уверена, что сегодня молодые таланты, если заявят о себе чистым, самобытным голосом в литературе, не будут сами себе врать, сразу будут замечены на фоне вымороченного, вялого, упаднического, нежизнеспособного и плохо скопированногопо западному образцу постмодерна. Сила за реализмом, за его мощью, красотой слова, искренностью чувств.
    И что это за критик, которого принуждают говорить о том, о чем он не хочет врать. Это уже не критик, у настоящего критика должны быть хорошие бойцовские черты. Профессия критика сегодня совсем не кабинетная, тишайшая и толерантная, т.е. соглашательская. Если будешь честен перед собой, перед профессией, перед читателем, такого критика услышат, обязательно услышат.
    Восхваление и сладкие речи в рецензии – это бич нашего времени, я уже даже стала разделять рецензию от умной, нелицеприятной критической статьи. Если заявлено рецензия, значит будет литься сладко-сахариновый вкус лжи. Критик должен быть не менее талантливым, вдохновленным, ярким, как и талантливое произведение. Но вокруг сплошь серые, тоскливые книжки с такими же серыми, пустыми смыслами, они не вдохновляют, поэтому имеем то, что имеем или ничего не имеем.
    Никто не ведет борьбу с талантами, пустая трата времени, талант силен своей правдой, светом, сиянием. Мелкие окололитературные разборки не надо путать с травлей, не те времена. Все и проще, и горше, писала ранее.
    Сайт потому и появился, что есть в нашей среде умные, неравнодушные люди, но мы учимся, растем, берем все лучшее на заметку, т.к. нет уже никаких сил терпеть литературное кумовство и покровительство служебно-блатного стиля в издательствах. Если не на страницах бумажных изданий, то хотя бы здесь можно высказаться, даже вам.
    Вам много чего не нравится, есть везде такие люди, всегда недовольные, но часто большая работа делается малыми усилиями многих людей.
    Мне грех жаловаться, не хочу хвастаться, но печатаюсь везде, где-то со скрипом, где-то сразу публикуют, есть единомышленники, встречаются и недоброжелатели, но хороших людей больше. Надо быть ответственными за сказанное слово, и все получится. Ваши рассуждения больше наполнены общими фразами, как в той старой песенке «где-то, кто-то у нас порой…».
    Всегда правду говорить было трудно, во все времена, но на то она и правда, за нее можно и постоять. Она же, любимая, потом из тебя человека сделает. «В чем сила, брат? В правде».

    • ==Если будешь честен перед собой, перед профессией, перед читателем, такого критика услышат, обязательно услышат.==
      Это Вы меня хотите убедить, или, все же, убеждаете себя?

      Мне уже стало интересно: Вы искренне заблуждаетесь, как человек, увидевший первый раз айсберг, или честно отрабатываете полученные грамоты и иные преференции?

  10. Сказаць: «Мая родная мова – беларуская, але я не ведаю яе», як сказаць, што я маю маці, але ў вочы яе не бачыў.
    В любом деле ценю профессионализм, особенно в языке, сфера тончайшая, не пишу на белмове, боюсь наделать ошибки, моўнае асяроддзе страчана.
    Не дзяшовыя панегерыкі — але танныя панегірыкі.
    Или вы хотели поехидничать, я и сама быть ядовитой, но не в жизни, а больше в статьях.Там есть, что и о ком сказать

    • ==В любом деле ценю профессионализм==
      Таксама
      ==Не дзяшовыя панегерыкі – але танныя панегірыкі.
      Гэта і кажа пра Вас… Перад тым, як упікаць некага ў непісьменнасці, варта глянуць у які слоўнік. У «беднай» беларускай мове ёсць словы для вызначэння кошту тавару і танны, і дзяшовы. Другое можа выкарыстоўвацца для вызначэння унутранай сутнасці прадмета.

  11. Тамара:
    Сожалею, что вообще вступила в эту полемику. Она бессмысленна. Оскорблять годами ни за что истинных граждан своей же страны только за то, что они думают и пишут на своем родном , таком же любимом и дорогом, как и вам — ваш родной, языке,вам «слонам», как вы себя позиционируете, можно? А нам «моськам» , с отведенного вами нам места — даже с открытой критикой выступить — ни боже сохрани! «Чемодан — вокзал — Россия» — я слышу периодически от таких вот «слонов» лет пять, т.е. с тех пор, как вступила в Союз писателей, в «братство литературное». Сколько же среди писателей двурушников? Все занимают государственные должности, а думают-то не по государственному. Кстати, до того, все тридцать пять лет моей жизни в Беларуси я и не представляла даже подобной ситуации. Как же всё глубоко, такая ненависть. Я поняла только теперь. Просто дело в том, что все русскоговорящие и думающие на русском, а это — большая часть белоруссов, вам, Липским, Жорам,Савчукам — чу-жи-е, более того, они вам — не-на-вист-ны. Даже самые гениальные строки, написанные живущими здесь на русском, вами будут облиты грязью. Бог вам судья. Жалею, что так доверительно и открыто вела себя со всеми вами.Никакой травли у вас не получится.Я не веду полемику с двурушниками и человеконенавистниками.Как же вы можете любить поэзию? Мне жаль вас. Как вы хотите, чтобы любили белорусский язык, если сами так ненавидите великий русский язык и все русское? Я, например, очень люблю мягкий, теплый, похожий на тот, которым говорили в моей родной деревеньке на Брянщине, где я родилась и росла, очень поэтичный и живой белорусский язык, и именно потому, что не владею им так мастерски, как родным языком, не пишу по-белорусски. Как и вы, я думаю на своем родном языке, и он сладок мне.Но с удовольствием читаю книги на белорусском, если они талантливы, и даже перевожу любимые стихи, некоторые из них опубликованы. Но что об этом говорить? Вы слышите только себя и любите только себя, потому и не замечаете, как унижаете других. Но нас то так много! Просто другие не хотят с вами даже говорить, а я по принадлежности своей к «литературному братству», извините, и по складу характера, доверительному, к сожалению, поддалась, и в силу своих чести и достоинства, да и русскости характера, данного мне Богом, посчитала, что могу говорить открыто именно то, что думаю, тем более, что оскорбение первой нанесла не я… Но…Спасибо ещё раз за то, что поучили уму разуму.Оставайтесь полемизировать сами с собой.
    И всё-же поверить в то, что вы такие злые на самом деле, никак не могу.Кстати в России никто и никогда не сказал белорусскому человеку: «Чемодан — вокзал — Беларусь». Да что я вам это всё говорю? У вас другие «герои», стоит только любой сайт открыть… Убившие наших же людей безвинных в метро — у вас «герои».А поэтов, которых простые люди знают наизусть, пе-ре-пи-сы-ва-ют, читают в очередь, только за то, что они пишут на русском, вы пытаетесь унизить, «замолчать», ошельмовать… Вы же сами своих гениев не цените, скольких уже погубили. Очень сожалею, что вообще позволила себе вести с вами полемику. Но не все такие, как вы, и это обнадёживает. Будьте здоровы.

    • «И всё-же поверить в то, что вы такие злые на самом деле, никак не могу».
      ———
      Но придется, Тамара. Помните, Некляева, убившего зверски кошку. Мало того, он еще и описал этот факт подробно. Непросыхающий Сыс, ломающий домофоны и тапскающий борщ, странная психика Адама Глобуса…
      Конечно, не все белорусскоязычные белорусы такие. Но они и в политику не лезут и не оскорбляют оппонентов.

      «Сожалею, что вообще вступила в эту полемику.»
      ———-
      Эмоции так же не дают развиваться критике. Ничего плохого вы не совершили, Тамара, что бы сожалевать.

  12. ==Убившие наших же людей безвинных в метро – у вас «герои».==
    Выбачайце, але гэта нават не глупства. Гэта — тупасць, прадыктаваная нянавісцю да ўсяго беларускага.

    Толькі ў нас, у Беларусі, апрыёры вораг той, хто размаўляе на дзяржаўнай, роднай мове — на беларускай. Вось такія як Вы, хто пражыў дзесяцігоддзі тут, не паспрабавалі яе вывучыць, сёння лічаць сябе за «истинных граждан своей же страны «. А на справе — «прістяжные» дзяржаўнага расейскага шавінізму.

    Яўрэі захавалі сваю мову цягам тысячагоддзяў.
    І захавалі нацыю. Адрадзілі дзяржаву.
    Але як можа хваляваць «крестьянку» з Браншчыны нейкая там Беларусь?

    • «Толькі ў нас, у Беларусі, апрыёры вораг той, хто размаўляе на дзяржаўнай, роднай мове – на беларускай».
      ———-
      Голословное заявление националистической окраски. Пример надо привести.
      И еще, вы достаточно агрессивны, Савчук.

      «Але як можа хваляваць «крестьянку» з Браншчыны нейкая там Беларусь?»
      ———
      Вы не знаете о ее отношении к Беларуси. А ваше гипертрофированное отношение к языку и ложный патриотизм, не дают вам право оскорблять людей. Постарайтесь не переходить на личности.

      • Алекс, дарагі, Я падобны на ідыёта? А Вы самі лічаце сябе за ідыёта?
        Дык якога ражна Вы кажаце, што я нешта галаслоўна заяўляю, калі гэта «крестьянка» з Бранску піша — чытайце вышэй: «Убившие наших же людей безвинных в метро – у вас «герои».
        Гэта — як? Не галаслоўна? Гэта — прымальна для цфывілізаванага чалавека: абвінаваціць свайго суразмоўцу ў літаральна забойстве толькі таму, што ён размаўляе на РОДНАЙ мове?

        Гусачэнка ясна напісала, што яна і хто яна — «істінная гражданкка».
        Толькі не патлумачыла, хто яе на гэтую «ісціннасць» правяраў, і дзе паставілі штамп.

        • «Алекс, дарагі…»
          ——-
          Приятно. :)

          «Убившие наших же людей безвинных в метро – у вас «герои».
          ———
          Вероятно, она имела ввиду чью-то конкретную оценку. Была бы интересна конкретизация. А так, конечно, такое же голословное заявление, как и других здесь встречающиеся. Против конкретики трудно что-то противопоставить.

        • «Толькі не патлумачыла, хто яе на гэтую «ісціннасць» правяраў, і дзе паставілі штамп».
          ———
          А кто должен проверять?
          Это ее убеждение, как его можно проверить. Здесь следует лишь верить, если не будут поллучены факты, опровергающие «истинность».

  13. «Толькі ў нас, у Беларусі, апрыёры вораг той, хто размаўляе на дзяржаўнай, роднай мове – на беларускай. Вось такія як Вы, хто пражыў дзесяцігоддзі тут, не паспрабавалі яе вывучыць, сёння лічаць сябе за «истинных граждан своей же страны «. А на справе – «прістяжные» дзяржаўнага расейскага шавінізму».
    Ну почему так всех огулом чернить, какой-то замшелый местечковый национализм, надо освобождаться от штампов и стереотипов прошлого. Почему вораги те, кто говорит на своем родном языке! Это вы сказали, это вы озвучивает свои мысли. Да, у нас мало газет, журналов, телепередач на белмове, но я сталкиваюсь со многими людьми в управлении культуры, в библиотеках, в школах, с газетчиками, чиновниками, они великолепно владеют роднай мовай, паважаюць і ганарацца, што яны беларусы.
    Посмотри внимательнее вокруг, не надо далеко ходить, в вашем подъезде, рядом, сколько живет людей, которые в своей жизни ничего не читали и не будут читать. Как говорил мне один дремучий человек, он ничего не прочитал за свою жизнь, кроме справочника по вождению автомобиля. И то потому, что надо было сдавать на права. Он – обыватель, вот такие люди страшны своей инертностью, тупостью, безразличием.
    В начале ХХ в. в Гродно в маленьком городке, окраине, черте оседлости царской империи (есть тому исторические свидетельства) на 80% жили евреи, потом поляки и русские. Евреи занимались коммерцией, имели в городе недвижимость, разговаривали на иврите, поляки на польском, вся администрация, чиновники, управленцы, гимназии, городская управа, полицейские, инженеры, военные — на русском. Почитайте книгу профессора – «Черепица, В. Н. Город–крепость Гродно в годы Первой мировой войны. — Минск : Беларус. Энцыкл. імя П. Броўкі, 2009. — 536 с. — ISBN 978-985-11-0435-8».
    Многие магазины, аптеки, мастерские, банки, лавки, кинотеатры, гостиницы, кофейни, типографии принадлежали евреям, издавались газеты на русском, еврейском. А беларусы, а беларусы жили рядом, в деревнях, на хуторах, занимаясь своим извечным делом, сеяли хлеб, убирали, обрабатывали землю и сдавали свой урожай все тому же активному, предприимчивому еврею, который как хороший снабженец, не сеял, не жал, а только организовывал оптовую скупку урожая, беря свои вечные проценты. Об этом, кстати, хорошо написал отец М.Богдановича Адам Богданович «Национальный склад белорусского народа», занимательная, любопытная книга.
    Еще до войны 1941 г., как мне рассказывала одна знакомая, ее отца направили из Могилева в 1939г. начальником речного порта в Гродно, и она помнит, хотя была девочкой, что все жители города говорили исключительно на польском.
    Так что проблема языка возникла не сегодня.
    «Яўрэі захавалі сваю мову цягам тысячагоддзяў. І захавалі нацыю. Адрадзілі дзяржаву».
    Евреи, кстати, ни одно государство не прирастили своими исконными землями, они входили в них без своих территорий, ни во Франции, ни в Польше, ни в России, ни в Беларуси, но сохранили свой язык, культуру, не растворились ни в одной нации. Наверное, им было легче сосредоточиться исключительно на коммерции, замкнуться в своем кагале, и вариться среди своих. Эта сплоченность помогала выживать. К сожалению, у славян не наблюдается такой сплоченности, наверное, надо очень многое потерять, чтобы начать возвращение к родным берегам. Страшен воинствующий национализм. Славяне должны объединяться, а не делить прошлое. У нас одна корневая система, общего больше, чем противоречий. Славянская цивилизация не нужна Европе, и вообще западу, тем более сильная, у них свои ценности, своя культура, идеология, менталитет, религия.

  14. ==Страшен воинствующий национализм.==
    Да-да, именно так! Так их, националистов проклятых. Ишь, чего захотели — мову им давай!

    Ирина, Вы показались мне умной женщиной… Скажите, если в городе все вывески, все товары на русском языке, если телевидение — все три канала — на русском языке, если крестьянка из Брянска, издающая свои глагольнорифмованные стихи на русском языке, требует для себя наград за вклад в БЕЛОРУССКУЮ литературу, — НОРМА, то почему я, подающий робкий голос за родной язык, сразу стал воинствующим?

    И, отправляя меня в библиотеку, почитайте сами немножко. Хотя бы об истории ВКЛ. Может быть, тогда Вы по другому станете называть «общие славянские корни».
    Вы и сегодня свято уверены, что нам будет хорошо стать северо-западным краем России?
    Тогда извините. Но я могу разговаривать о наболевшем — о литературе — только с людьми, которые понимают, что значит литература как часть культуры для самоидентификации нации, народа и каждого гражданина страны.

  15. Скажите, если в городе все вывески, все товары на русском языке
    ————
    Вот это пример иррационального суждения (статью только что разместил).
    Даже в России, в Москве, не все вывески на русском.
    В любом городе Беларуси вы найдете вывески на двух языках.
    Я хочу задать вопрос: если в городе разговаривают на русском языке более 80% жителей, вывеска на русском — это плохо?
    Не туда уводите дискуссию, Савчук (хотелось бы знать имя, а то как-то по школьному получается).

  16. О повести Натальи Костюченко «Предательство». Она сама очень светлый, добрый человек, и тексты ее наполнены таким же светом любви, ожиданием совершенства, поиском гармонии во всем, прежде всего в людях. Может поэтому она так любит цветы, растения, из них она составляет, моделирует изящные композиции.
    В ней, как в личности, сильно развито христианское всепрощение и терпимость, но она сама сверх идеалистична, нежна и зависима от окружающих. Такое бывает в юности, поэтому ее повесть прозрачна, конфликты камерны, автор тиха, она старается все спрятать под собственной оболочкой, заглушить свой собственный, тихий голос. Ей кажется, что лучше носить все в себе, покаяние и муку, разочарования и боль. Она берет на себя все страдания, пытаясь щадить всех и входить в чужое положение, слишком трагическое самопожертвование, немного бы здорового эгоизма не помешало бы…
    Повесть найдет своего читателя, мне кажется, среди таких же юных, доверчивых душ, но мир и все, что нас окружает, так несовершенны, что мне иногда страшно за таких добрых и чистых людей. Она слушком хрупка и слаба, а литература – удел сильных, по большому счету это мужское дело, часто бескомпромиссное, жестокое и циничное.
    Мне кажется, писатель Наталья Костюченко на верном пути, она растет, мужает, меняется, как и положено растущему писателю. Хочу почитать ее книги лет так, через 5-7, они должны настояться и загустеть, замешанные на самой правде нашей трудной жизни, а не только на ее прекрасных идеалах. При всем реализме, почти документальном повествовании, глубоком психологизме, хорошем языке и вкусе, писатель еще в начале творческого пути, когда авторам еще так присущ сентиментализм, сладкое обольщение и надежды. Пора избавляться от прежних грузов и двигаться дальше.
    И еще. Наталья Костюченко талантливый редактор, это сегодня не часто встретишь, она чувствует хорошую литературу, умеет настраиваться на чужой текст, быть предельно деликатной с авторскими рукописями, и правит хорошо, не портя основной материал. Имела честь столкнуться с ее правкой. Это еще раз подчеркивает ее прекрасные личностные качества. Творческих успехов.

    О повести Натальи Костюченко «Предательство». Она сама очень светлый, добрый человек, и тексты ее наполнены таким же светом любви, ожиданием совершенства, поиском гармонии во всем, прежде всего в людях. Может поэтому она так любит цветы, растения, из них она составляет, моделирует изящные композиции.
    В ней, как в личности, сильно развито христианское всепрощение и терпимость, но она сама сверх идеалистична, нежна и зависима от окружающих. Такое бывает в юности, поэтому ее повесть прозрачна, конфликты камерны, автор тиха, она старается все спрятать под собственной оболочкой, заглушить свой собственный, тихий голос. Ей кажется, что лучше носить все в себе, покаяние и муку, разочарования и боль. Она берет на себя все страдания, пытаясь щадить всех и входить в чужое положение, слишком трагическое самопожертвование, немного бы здорового эгоизма не помешало бы…
    Повесть найдет своего читателя, мне кажется, среди таких же юных, доверчивых душ, но мир и все, что нас окружает, так несовершенны, что мне иногда страшно за таких добрых и чистых людей. Она слушком хрупка и слаба, а литература – удел сильных, по большому счету это мужское дело, часто бескомпромиссное, жестокое и циничное.
    Мне кажется, писатель Наталья Костюченко на верном пути, она растет, мужает, меняется, как и положено растущему писателю. Хочу почитать ее книги лет так, через 5-7, они должны настояться и загустеть, замешанные на самой правде нашей трудной жизни, а не только на ее прекрасных идеалах. При всем реализме, почти документальном повествовании, глубоком психологизме, хорошем языке и вкусе, писатель еще в начале творческого пути, когда авторам еще так присущ сентиментализм, сладкое обольщение и надежды. Пора избавляться от прежних грузов и двигаться дальше.
    И еще. Наталья Костюченко талантливый редактор, это сегодня не часто встретишь, она чувствует хорошую литературу, умеет настраиваться на чужой текст, быть предельно деликатной с авторскими рукописями, и правит хорошо, не портя основной материал. Имела честь столкнуться с ее правкой. Это еще раз подчеркивает ее прекрасные личностные качества. Творческих успехов.

    О повести Натальи Костюченко «Предательство». Она сама очень светлый, добрый человек, и тексты ее наполнены таким же светом любви, ожиданием совершенства, поиском гармонии во всем, прежде всего в людях. Может поэтому она так любит цветы, растения, из них она составляет, моделирует изящные композиции.
    В ней, как в личности, сильно развито христианское всепрощение и терпимость, но она сама сверх идеалистична, нежна и зависима от окружающих. Такое бывает в юности, поэтому ее повесть прозрачна, конфликты камерны, автор тиха, она старается все спрятать под собственной оболочкой, заглушить свой собственный, тихий голос. Ей кажется, что лучше носить все в себе, покаяние и муку, разочарования и боль. Она берет на себя все страдания, пытаясь щадить всех и входить в чужое положение, слишком трагическое самопожертвование, немного бы здорового эгоизма не помешало бы…
    Повесть найдет своего читателя, мне кажется, среди таких же юных, доверчивых душ, но мир и все, что нас окружает, так несовершенны, что мне иногда страшно за таких добрых и чистых людей. Она слушком хрупка и слаба, а литература – удел сильных, по большому счету это мужское дело, часто бескомпромиссное, жестокое и циничное.
    Мне кажется, писатель Наталья Костюченко на верном пути, она растет, мужает, меняется, как и положено растущему писателю. Хочу почитать ее книги лет так, через 5-7, они должны настояться и загустеть, замешанные на самой правде нашей трудной жизни, а не только на ее прекрасных идеалах. При всем реализме, почти документальном повествовании, глубоком психологизме, хорошем языке и вкусе, писатель еще в начале творческого пути, когда авторам еще так присущ сентиментализм, сладкое обольщение и надежды. Пора избавляться от прежних грузов и двигаться дальше.
    И еще. Наталья Костюченко талантливый редактор, это сегодня не часто встретишь, она чувствует хорошую литературу, умеет настраиваться на чужой текст, быть предельно деликатной с авторскими рукописями, и правит хорошо, не портя основной материал. Имела честь столкнуться с ее правкой. Это еще раз подчеркивает ее прекрасные личностные качества. Творческих успехов.

    О повести Натальи Костюченко «Предательство». Она сама очень светлый, добрый человек, и тексты ее наполнены таким же светом любви, ожиданием совершенства, поиском гармонии во всем, прежде всего в людях. Может поэтому она так любит цветы, растения, из них она составляет, моделирует изящные композиции.
    В ней, как в личности, сильно развито христианское всепрощение и терпимость, но она сама сверх идеалистична, нежна и зависима от окружающих. Такое бывает в юности, поэтому ее повесть прозрачна, конфликты камерны, автор тиха, она старается все спрятать под собственной оболочкой, заглушить свой собственный, тихий голос. Ей кажется, что лучше носить все в себе, покаяние и муку, разочарования и боль. Она берет на себя все страдания, пытаясь щадить всех и входить в чужое положение, слишком трагическое самопожертвование, немного бы здорового эгоизма не помешало бы…
    Повесть найдет своего читателя, мне кажется, среди таких же юных, доверчивых душ, но мир и все, что нас окружает, так несовершенны, что мне иногда страшно за таких добрых и чистых людей. Она слушком хрупка и слаба, а литература – удел сильных, по большому счету это мужское дело, часто бескомпромиссное, жестокое и циничное.
    Мне кажется, писатель Наталья Костюченко на верном пути, она растет, мужает, меняется, как и положено растущему писателю. Хочу почитать ее книги лет так, через 5-7, они должны настояться и загустеть, замешанные на самой правде нашей трудной жизни, а не только на ее прекрасных идеалах. При всем реализме, почти документальном повествовании, глубоком психологизме, хорошем языке и вкусе, писатель еще в начале творческого пути, когда авторам еще так присущ сентиментализм, сладкое обольщение и надежды. Пора избавляться от прежних грузов и двигаться дальше.
    И еще. Наталья Костюченко талантливый редактор, это сегодня не часто встретишь, она чувствует хорошую литературу, умеет настраиваться на чужой текст, быть предельно деликатной с авторскими рукописями, и правит хорошо, не портя основной материал. Имела честь столкнуться с ее правкой. Это еще раз подчеркивает ее прекрасные личностные качества. Творческих успехов.