Одна из самых молодых литераторов в Союзе писателей Беларуси Татьяна Сивец с должности главного редактора журнала «Маладосць» недавно переместилась в кресло главного редактора газеты «ЛіМ».
Следует отметить, что с ее приходом в «Маладосць» журнал заметно изменился. Во всяком случае, исчезло его мрачное оформление. На первой обложке журнала периодически появляются красочные фото молодых авторов. Это подчеркивает значимость молодых литераторов и, несомненно, является дополнительным стимулом для творчества. Изменилось и содержание журнала.
Татьяна Сивец – белорусскоязычный литератор. Тем не менее, она не считает для себя зазорным переводить свои произведения и на русский. Подборка ее стихов под общим названием «Колючее счастье» помещена в разделе «Поэзия» в № 11 «Нёмана».
Еще юную Татьяну вдохновили на творчество стихи Ольги Куртанич и Анатоля Сыса. Ей захотелось написать что-то самой, и написать не хуже. Так родились первые стихи.
В 14 лет ее впервые опубликовали в газете «Семья». Потом она стала членом клуба творческой молодежи «Iмкненне», где встретила своего главного учителя Артура Вольского. Он научил ее с «большим уважением относиться к белорусскому слову, чувствовать его особую магию и мелодику». После встречи с Артуром Витальевичем и думать, и сочинять стихи стала только на белорусском языке, хотя до встречи она писала и на русском, и на белорусском. Татьяна считает, что «непозволительная роскошь — отказываться от бесценного дара предков — «матчынай мовы».
Творчество Татьяны Сивец известный поэт, переводчик Микола Шабович характеризует как философскую лирику. Это, пожалуй, точное определение. Я бы еще добавил «эмоционально-чувственную».
«…Мои стихотворения искренние и идут от сердца. Стараюсь писать про то, что чувствую. Ведь читатель всегда распознает фальшь, надуманность. Когда приходит любовь — рождаются стихи, в которых живет это чувство, — отмечает Татьяна».
Именно это «пишу про то, что чувствую» и ощущается в стихах Татьяны. Автору не надо уходить далеко «из себя», все для творчества сконцентрировано в одном месте. На мой взгляд, это несколько примитивный подход к творчеству и постоянное тиражирование, по сути, одних и тех же чувств, несколько лишает индивидуальности отдельные стихи. Чувственно, душевно, эмоционально писать о чем-то, ком-то и описывать собственные эмоции и чувства – это разное. Вне личности есть множество интересных событий и, если творец мастерски их преподносит читателю, то такие произведения пользуются заслуженным интересом. Уже на втором, третьем стихотворении наступает усталость от «переваривания» личностных переживаний автора. А в некоторых стихах рассуждения настолько сложны, что, иногда, не найти логического завершения их.
Очень интересно следующее. Один раз Татьяна увидела, как на улице плакал малыш. Рядовое событие. Но, ей показалось, что малыш плакал с таким отчаянием, будто бы произошла самая страшная трагедия. В тот же день у Татьяны родились белые строки. Я не буду приводить их. Возможно, на стихотворение не хватило времени, а эмоции надо было как-то «вылить» на бумагу.
Процесс написания произведений у Татьяны, вероятно, стандартный:
Отдельные строки приходят ко мне как подарок свыше. Причем в самые разные моменты, порой неожиданно. Поэтому всегда ношу с собой ручку и блокнот. Даже в изголовье кровати кладу их на ночь. Пишу в темноте, не включая свет, чтобы не «спугнуть» возникшие мысли и образы.
По утверждению Татьяны, «начинающим поэтам, писателям обычно дают такой совет: если можешь не писать — не пиши. И вот я чувствую, что не писать не могу. Если случается какой-то творческий кризис, ощущаю себя почти больной. Словно внезапно онемела: хочу что-то сказать, но не могу».
Подобное состояние может квалифицироваться, как зависимость. Без такой зависимости не было бы многих великих произведений. Конечно, творчество, зачастую может характеризоваться подобными периодами: зависимость может быть лишь определенный какой-то период у литератора, например. Но из такого же состояния, или подобного, рождаются и графоманские строки. Когда пишут по любому поводу, что бы удовлетворить эту самую зависимость.
Хочется верить, что творческий путь Татьяны Сивец не закончится вместе с должностью. Ведь работа главного редактора авторитетного издания требует отвлечения множества нервной энергии, и ее может не хватать для полноценного творчества.
При написании статьи использованы материалы из «7 дней».