Комментарий Ирины Шатырёнок по статье Геннадий Давыдько «взялся за пистолет»? настолько объемен, что решено выделить его в отдельную статью. Курсивом, жирным шрифтом, выделены цитаты из утверждений Г. Давыдько.
-Сюжеты о литературе постоянно появляются в программах «Добрай ранiцы, Беларусь!», «Страсцi па культуры». Мы приглашаем в студию многих талантливых авторов…
Литературные тематические передачи все-таки не утренние крохи-сюжеты, после того как отобрали целые передачи бросают что-то вроде крошек с барского стола. Эфир плотно заполнен передачами-перелицовками по западному образцу – «Давай поженимся», «Обмен женами», «Эстрадный коктейль», российским сериальным мылом и т.д. За словами «мы приглашаем в студию многих талантливых авторов…» с многоточием угадывается следующее – но они, писатели, не идут, и все тут, не идут черти полосатые, мы их и перестали приглашать.
-Было время, когда считалось, что поэт у нас больше, чем поэт. Но времена изменились. Ни в одной стране писатели уже не формируют общественное сознание. К сожалению. Эта роль «ушла» к журналистам, спортсменам, артистам эстрады.
Зачем размениваться расхожими, затертыми истинами о поэтах. Если брать гражданскую лирику – это не о тещах с блинами, цветочках и птичках чирикать. Роль гражданской поэзии велика даже в сытые, затанцеванные и запетые белорусские «Звездные танцы» с их старыми «Новыми волнами». Мир чудовищно переформатирован, меняется, словно в кривом зеркале, идет массированная подмена ценностей, почти на всех сегодняшних культах можно смело ставить метку «псевдо или лже» и слова Г. Давыдько «роль «ушла» читается «ушли». Все стало так хрупко, разбалансировано, пропасть между духовными ценностями и чтивом, макулатурой и прочей навязанной телешелухой увеличивается, идут невосполнимые потери, но еще не поздно вернуться к культивированию и прополке юных душ. Всем и везде правит коммерция, «золотой телец» рекламы, он как старый греховодник, потирает руки и похохатывает, как ловко провел, обманул, искусил и насмеялся. Сбитому новыми ориентирами молодому поколению очень сложно разобраться, где правда, а где ложь. Пусть журналисты, спортсмены, артисты эстрады тоже попробуют взять на себя бремя просветительства, и нести наравне с писателями эту тяжкую ношу, но представители той же эстрады так обмелели, опростились до примитивных банальностей, что порой стыдно бывает за их обывательский ход мыслей говорящих голов.
-Писатели сами отдали эту позицию. И оглядываясь на прошлое, ностальгируют.
Покажите мне тех, кто это добровольно отдаст, если ТВ отобрало литературные передачи, выбив у писателей трибуны воздействия на умы и души читателей, то нечего пенять с больной головы на здоровую. Просто умные, интеллигентные передачи о литературе, духовности, прошлом национальном достоянии оттянут на себя хорошую часть зрителей, и кто тогда будет смотреть кривляние, дергание, натужное пение доморощенных див, копирующих до безобразие все самое худшее у российских поп-звезд. Многим зрителям российская телегрязь и попса надоела до чертиков, чтобы тратить свое время на просмотр местечкового дублирования и копирования плохого чужого.
-Я убежден, что автор свое мнение о происходящих в обществе процессах должен высказывать в своих произведениях, а не сидя в студии, положив ногу на ногу. И если мы получим хороший роман — мы его растиражируем в виде фильма. Приглашаем к сотрудничеству всех. Интересным проектам найдется место на «Беларуси 3″.
Однако, какие мы щедрые и богатые. Хорошую книгу издать – это не многомиллионный фильм снять. Огромные затраты, несопоставимые. Писатели, поэты, критики, ученые-литературоведы, квалифицированные читатели, библиотекари и многие другие достойные Имена нашего времени должны приглашаться в студии, и желательно на постоянной основе, хотя бы несколько раз в неделю, чтобы отвоевывать у пустых развлекательных шоу территорию для души. По массовой силе воздействия ТВ несравнимо ни с одной книгой (тиражи от 1000 до 2000 экз.), это мощное идеологическое оружие, к сожалению, направленное не на воспитание и нравственное очищение нации. Развлечение должно присутствовать, но в такой допустимой пропорции, чтобы совершенно не обыдлять и дебилизировать потребителя телеуслуг. Однако здесь нужна воля не только руководителя НГТРК, но и совпадение интересов общества. Мы не можем жить в изоляции от внешнего мира, особенно западных образчиков масскульта, но и идти на поводу у низкокачественных телепродуктов недопустимо.
Хорошая, актуальная передача, которая появилась весной этого года «Клуб редакторов», вот если бы еще там можно было регулярно видеть и слышать главных редакторов литературных журналов, им есть что сказать обществу, и они должны быть услышаны зрителями.