Тема профессионалов в литературе интересна многим, вероятно, но наших отдельных пользователей это точно волнует.
Постоянный комментатор Lightynna, ссылаясь на Георгия Киселева, утверждает: «Георгий Киселёв советовал привлечь профессионалов на сайт ЛитКритика.бай». Ну и дальше, на этом посыле, выносит приговор: «Сайту грозит превратиться из ЛитКритики.бай, в ресурс с грязной желтизной КритикаЛитераторов.бай». Тут и контрольного выстрела не надо. Т.е., наш аноним хочет, что бы здесь велись разговоры о… пряниках, на общие литературные темы, а она бы считала запятые, буковки и все было бы в ажуре. Главное, чтобы литераторов не трогали.
Надо читать внимательнее, Lightynna. Георгий говорил «Критические же зубры, дорогой Александр, Вашего сайта (даже могу признать – нашего сайта) пока не жалуют». Это же совершенно иное и клеить ярлык «непрофессионал» непозволительно без достаточных на то оснований. То, что «зубры» не жалуют – это их проблема. Конечно, многие из названных «гигантов», а ваши протеже особенно, больше тяготеют к рецензиям и общим рассуждениям и были бы вам приятны. Критиков я уже называл. Жаль, что Георгий Киселев не причисляет себя к ним.
Эта дискуссия заставила меня обратиться к известным и даже знаменитым писателям, которые не имели или не имеют профильного образования вообще. Я нашел часть таких, хотя их гораздо больше. Если кто знает других, добавьте в комментариях.
Приведу еще и слова Раисы Боровиковой, относящиеся к этой теме:
«Образования специального писателю не нужно, а нужна среда. Я окончила Литературный институт, а спросите вы у меня, чем отличается ямб от хорея, так я не сразу отвечу. Но зато мой семинар вел Лев Озеров, друг Пастернака и Ахматовой… Это даже не была учеба, это было введение в литературу. Помню, на первом же экзамене мой будущий однокурсник из Ленинграда тронул меня за плечо: «Девушка, а как пишется Экзепюри или Экзюпери?» А я вообще впервые услышала это имя. И Озеров просто начал нас образовывать, открывать ту магию, которая есть в литературном творчестве. Возил в Переделкино, на дачу к Сельвинскому, приглашал на семинары художников и скульпторов…». http://www.sb.by/post/106974/
Правда, ей принадлежит и совершенно противоположное мнение (ах, эти женщины!):
«Слова «художественная литература» всегда стоят рядом со словом «искусство», что называется, в одной строке. Последнее — делимо: есть профессиональное искусство и есть художественная самодеятельность. В любом деле, в любой сфере должен работать профессионал! Но в литературе, оказывается, можно и не быть профессионалом, можно и не проходить все эти этапы, периоды литературной школы». http://www.sb.by/post/123899/
Это лишь подчеркивает актуальность затронутой темы и неоднозначное к ней отношение даже одного и того же человека в разное время.
Итак:
Антон Чехов – доктор. За 26 лет – 900 произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес).
Фёдор Достоевский — Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет). Увлекался Пушкиным. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Лев Толстой — Императорский Казанский университет (восточная словесность). Из-за проблем с российской и всеобщей историей и историей философии проучился лишь один год. Перевелся на юридический факультет. Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей.
Михаил Булгаков — советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто. Медицинский факультет Киевского университета, лекарь.
Максим Горький (Алексей Пешков). Русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»).
В 1884 году попытался поступить в Казанский университет. В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию Добринка Грязе-Царицынской железной дороги. В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая. Весной 1891 года отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа.
Иосиф Бродский — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. Поэзию писал преимущественно на русском языке, эссеистику на английском. Имеет репутацию одного из крупнейших русскоязычных поэтов XX века.
В 1955 году, в неполные шестнадцать лет, закончив семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Бродского финансово поддержать семью. Безуспешно пытался поступить в школу подводников. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы, но в конце концов отказался от медицинской карьеры. Кроме того, в течение пяти лет после ухода из школы Бродский работал истопником в котельной, матросом на маяке.
С 1957 года работал рабочим в геологических экспедициях НИИГА.
Много, но хаотично читал — в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, изучал английский и польский языки.
***
Вот вам и непрофессионалы. Главное, и это кто-то подчеркивал здесь – любовь к литературе. Многие эти «непрофессионалы» через своих любимых писателей и пришли в литературу сами. Хорошо, что в их времена не было Интернета и тенденциозных комментаторов.
Ваша желчь, Lightynna, которая видна невооруженным глазом, причина тому, что вы всё здесь видите в грязной желтизне…
Пока я готовил статью, мне подсказали еще писателей:
Виктор Астафьев, Александр Куприн, Александр Солженицин, Василий Аксенов, Юрий Нагибин, братья Вайнеры, Николай Чергинец, Наталия Костюченко.
Ну вот, уже и эта статья кое-кому не нравится.
Гуглите, господа, гуглите.
Интересно, сколько же убогих в писательской среде, бездельников?
В творчестве успехов нет, так еще на порядочных сайтах штаны (юбки) просиживают и гадят.
Уходя — уходите, господа…
Да нет, Александр! Статья как статья. Да тут и обижаться не на что. Разве только что не вижу фамилий белорусских литераторов-критиков, кроме упомянутых двух. Или их не существует в природе?
Если мой комментарий показался Вам «желчью», значит, я высказалась слишком резко. Извините, не смогла промолчать. При этом не было никакого желанияЮ как Вы выразились, «гадить» — просто люблю стихи Шнипа и Рублевской и соответственно отношусь к их авторам.
А сайт ЛитКритика.бай считаю полезным и перспективным и появление его своевременным. Замечательные строки присутствуют во многих материалах и комментариях. Есть над чем задуматься и чему поучиться. И столкновение взглядов — это не минус, а плюс. Ведь не могут все люди иметь идентичные суждения. Вот только «зубров» тут и правда не хватает.
Насчёт убожества — Вам виднее, Вы критик, Вам и судить.
/Насчёт убожества…/
——
Что вы переживаете, к вам это никоим образом не относится. Ваше предвзятое отношение ко мне я принимаю как есть. И вас (других) я принимаю такой, какая вы есть. В этом мое преимущество перед многими. ))
Те, кому это предназначено всё прекрасно поняли.
Повторяю, ума большого не требуется приходить в чужой монастырь со своим уставом или разводить интриги.
Добры дзень! Не магу прамаўчаць наконт таго, ці павінен пісьменнік быць прафесіяналам? Прафесіяналам быць не трэба. Але валодаць «нотнай граматай» (адрозніваць ямб ад харэя) мусіць. Каб менш было працы для крытыкаў. Яны ж ужо абавязкова заўважаць, дзе ёсць збой рыфмаванага радка…
Неяк Аляксандр пытаўся, а як гэта проза ўжываецца з паэзіяй? Каб адказаць на гэта пытанне звярніцеся да паэтызаванай прозы Буніна Івана. Там вельмі шмат лірычных замалёвак, якія і ёсць Паэзія ў тым разуменні, што «Жывапіс – гэта паэзія, якую бачаць, а паэзія – жывапіс, які чуюць”.
Леанарда да Вінчы.
І яшчэ. Літаратурная праца наогул патрабуе шмат цярпення. Як вялікае каханне. Р.Баравікова мой любімы паэт, але тое, што яна не валодае правіламі вершаскладання не паверу.
Паэт (пісьменнік) таксама жывы чалавек. Рана ці позна ён разумее, што прафесія яго як літаратара вымагае шмат ведаў. Вучыцца прыходзіцца ўсё жыццё. У тым ліку паўтараць школьную праграму па граматыцы і гісторыі літаратуры. Гэта для таго, каб быць прафесіяналам — калі прафесія літаратара становіцца рамесніцкай справай, як і любая іншая праца.
Натхненне (момант адкрыцця!) не заўжды прысутнічае пры напісанні мастацкага твора. А вось вобразнае мысленне, эмацыянальна-асацыятыўны пачатак для творцы неабходны заўжды. Інакш не будзе карысці з напісанага. Інакш — адно графаманства, самаабман у творчасці.
Можа, у некага іншае меркаванне наконт прафесіяналізма? Тады пішыце на сайт. Будзем разам вучыцца прапісным ісцінам.
))
Спасибо, kurilom.
Конечно, речь не о профессионализме, а профильном образовании. Без оного имеются талантливые писатели. Профессионализм должен присутствовать в каждом деле. Чем больше его, тем лучше.
«Поэтизированная проза» — интересное выражение.
=Прафесіяналам быць не трэба.=
В литературу можно прийти из любой профессии и стать профессиональным писателем, и черпать темы, как раз из первой специальности. Например, молодой врач Василий Аксенов написал свою первую повесть «Коллеги» в 1959г. Она стала хитом, а герои ее кумирами не одного поколения молодых. Повесть как раз о врачах, потом была пьеса, одноименный фильм. После первых гонораров, наверное, хороших, В.Аксенов стал профессиональным писателем, т.е. стал зарабатывать себе на жизнь литературным творчеством.
Та или иная профессия будет только фоном, на котором разворачиваются судьбы героев, но не зависимо от того, где происходит история – в больнице, в таксопарке или на заводе – главным остается внутренняя жизнь героев, их поиски смысла жизни, душевные переживания, жизненные тупики, взлеты и повороты, способы решения тех или иных сложных проблем. Каждый решает эти проблемы по-разному, и читателям интересны, как раз эти вечные нравственные выборы.
Не думаю, что в 21 в. они кардинально изменились, а если и трансформировались, то чуткое писательское око разглядит перемены в общественном развитии, и сможет в художественном произведении художественными приемами и средствами означить больные вопросы, заострить, привлечь внимание читателей. Не в этом ли и состоит задача таланта писателя? Быть первым вестником и предвестником сложных общественных сдвигов, возможно, даже предвидеть нарождающиеся потрясения и предупреждать их трагедийный исход.
Как бы мы того не хотели, или не замечали, но под профессией понимается не мечтание под луной, а занятие, которое тебе нравится и приносит доход.
В прозе без знания жизни никак не обойтись, поэтому многие писатели и их произведения вышли из народа, из самой гущи жизни, они знали ее, чувствовали, слышали, и от того книги их жизненны, правдивы, желанны, дышат красотой родной природы и всего бытия. Эти же книги и возвращались потом к читателям, находили понимание, поддержку, и были восстребованы обществом.
Сегодня молодые писатели часто ограничиваются поверхностным слоем жизни, тяготеют к уходу «в себя», пристальным рассматриванием и анализом своего внутреннего «я», чем прислушиваются к самой жизни, не всегда простой, понятной, с драматическими поворотами, поэтому их произведения лишены той самой крепкой, суровой соли правды, часто надуманны и пусты.
Как много людей идет в филологию и там остаются, остаются в выбранной ими профессии. Но это не значит, что филолог, хорошо знающий нормы и правила языка, разбирающийся в отечественной литературе, ее истории, вдруг станет писателем. Хороший преподаватель языка и литературы может привить хороший эстетический вкус, познакомить с классикой мировой и отечественной поэзии, заложить в учениках первые живительные зерна, которые позже прорастут в искреннюю любовь к литературе.
Самое главное в любом деле – талант, талант и еще раз талант, а в литературе особенно, без природного дарования в столь тонком и творческом деле никак не обойтись.
Иначе будем иметь вымороченную, надуманую, подражательную литературу, и потому насквозь лживую, слабую, часто слепо скопированную ловкими версификаторами, подражающими той или иной манере какого-нибудь модного западного автора.
НЕ трэба нам прыкладаў з заходніх…
Згодзен, што прафесія літаратара (пісьменніка, паэта) вымагае шмат «неабхрдна»: неабходна быць таленавітым (талент без граматыкі школьнай — нішто), неабходна ведаць мову як інструмент, на якім думае аўтар (а ў нас двумоўе, дзе часта не ведаем ні адной мовы), неабходна мець багаты жыццёвы вопыт….
Раиса Андреевна правильно сказала.
И от себя напишу. Образование расширяет кругозор, дает фундамент, а вот желание и талант — стены. Крышей будет профессиональный редактор, который укроет от дождя критики.
Строителей прибыло в нашем полку.
Хорошо бы процитировать, что она правильно сказала. А то она высказала два противоположных мнения.