"Ибо в том, что я пишу и создаю сегодня и буду сотворять завтра, вижу незримую поддержку и улыбку моего страстного, непутевого, горячего в поступках и желаниях, страстях и бедах человеческих, моего незабвенного отца. Может, таким образом облегчу перед ним свою вину, и маленькая девочка с непослушными косами, заплетенными его добрыми руками, перестанет молчаливо заглядывать мне в самую душу".

Ирина ШАТЫРЁНОК, "Старый двор".
Вы тут: Главная»Комментарии

Комментарии к статье: «Самая жгучая, самая смертная связь…»

Белорусская проза последних десятилетий знала немало ярких, стремительных взлетов, за которыми стоят известные в литературе имена М.Стрельцова, А.Жука, Г.Далидовича, В.Рубанова… Сегодня, когда пружинисто набирает ход XXI век, этот ряд, который представлен далеко не полно, почитателей отечественной словесности радует новыми, еще не ведомыми широкому кругу именами. Свое место среди них, безусловно, занимает имя прозаика Анатолия Резановича. Я нисколько не оговорился, сказав «занимает», ибо, когда залпом прочитал вначале первое, а потом второе издание романа «Отшельник», выпущенные изда …

Комментариев:5

  • "Непонятно, почему роман «Отшельник» никак не оценен теми, кто возглавляет нашу отечественную литературу".

    Могу лишь предположить. Ну как это - Резанович никакой не член ни Президиума, ни Правления, не поплечник. Как же хвалить его произведения? Тогда нужно сказать, что издают посредственные произведения чиновников от литературы.

    Начал читать роман. Сразу скажу - такого уровня, из прочитанных современных романов, я не знаю. Пока не могу рассказать о своем впечатлении.
    Хочу прочесть роман М.Южика "Ледник", который опубликован в Торонто в 2015 году.

    ---
    Злому Скарабею, его группе и другим анонимным недоброжелателям: не стоит гуглить авторов. Встречаются не только однофамильцы и двойные однофамильцы (ФИ), но и тройные (ФИО). Непристойно также копаться в нижнем белье авторов. Хотя, у вас совести нет, поэтому вы и копаетесь.

  • Чтобы доказать свою талантливость, сегодня надо быть очень способным продавцом. А. Резанович и иже с ним талантливые должны были прислушаться к Солженицыну. На вопрос о выживании после СССР крестьянина и писателя (который родом сегодня, как правило, из села, поскольку приходится много трудиться, а "эта привычку к труду благородная..." городским непривычна,порою только поэтам), он ответил одним предложением: участок земли - это еще не свобода крестьянина, нужен еще и кредит.
    Я отношусь ко всему, что сегодня происходит у нас в писательской деятельности (равно и в крестьянской), с глубокой печалью. "Отшельник" А. Резановича, литературное явление в белорусской литературе, показывает, среди прочего, насколько тесны связи художественной литературы с историей. Верное и глубокое изображение белоруса, страны, которая дана ему родиной, возможно только на основе изучения его прошлого, только в результате понимания тенденций его исторического развития. Без этого нельзя почувствовать универсальную ценность нашего времени и широту его задач. Невозможно понять, почему герой "Отшельника" выжил в условиях Робинзона Крузо, вернее, в гораздо худших условиях - в условиях войны.
    Чиновники от литературы - не самые глупые люди.Конечно же,понимают, что таких современных белорусских писателей, как Анатолий Резанович, надо печатать. Уже потому, что, как художники, пишут не прямо с природы и жизни, а создают правдивое подобие их. Поэтому, чтобы не печатать, они садят их потенциальных читателей на иглу Интернета.
    Я имею некоторое отношение к школе, потому знаю, что количество ошибок в школьных диктантах белорусских школьников ужасающе. И что в Великобритании количество тиражей литературы для юношества в книжных магазинах почему-то растут, а у нас падают. Хотя упомянутый выше "Отшельник" - это, в первую очередь, школьная книжка. По ней наши дети должны учить историю Беларуси.

  • Н.Пашкевич, просто читатель

    Чиновники от литературы печатают сегодня сами себя. Сами себя, естественно, и хвалят, что мы и наблюдаем. Они сидят в креслах директоров литературных холдингов и издательств, издавая один другого. Печально, но критикуемое еще Райкиным «ты – мне, я - тебе» расцвело у нас в Беларуси пышным цветом. За свои издания эти литераторы – как не порадеть родному человечку, да еще себе, любимому! - получают немалые гонорары и вручают себе премии. Более того, печатают таких же литераторов, например, из Таджикистана, после чего те издают наших особ от литературы уже у себя в Таджикистане. Лица, увы, одни и те же. Они прекрасно знают, что их творения не интересны, не художественны. Но деньги, известность, должности – все это не отпускает от себя. А совесть? Где она была, там остался лишь маленький шрам. Чешется? Можно и почесать. Это даже приятно…

    Что касается истинных писателей и поэтов, то они ждут выпуска своих книг годами, десятилетиями. И будут ждать, пока будет такой СПБ, такое его руководство, такие кадры в министерстве информации, курирующие чиновников от литературы.

    Вообще, возглавлять издательства должны люди не пишущие, то есть не заинтересованные в издании своих собственных книг. И такие люди есть. Чиновники от литературы и не от литературы, которые сидят выше, знают таких людей.

    Теперь пару слов о романе «Отшельник». Это стоящее произведение. Его не замечают, мне кажется, еще по одной причине - не читали. А полезно было бы почитать. Чиновникам в особенности. Причем всем. Может, тогда бы и работали лучше, честнее. Да и жили хоть чуточку скромнее.

  • Н.Пашкевич, просто читатель

    Добавлю. Сегодня в школах учителя литературы дают детям другое прочтение классических произведений. Например, «Полесской хроники» Ивана Мележа, где колхозы – это уже не мечта сельчанина, а принудительный труд, больше того - каторга. Именно это и описано в романе «Отшельник», хотя его главный герой Степан Лосич не против колхозов, а против раскулачивания, практически бесплатного труда на государство. Он поэтому и живет много лет в лесу, а потом на чердаке в хате Анастасии, все время повторяя один и тот же вопрос: «За что?» За что выслали его родителей, бросили его на произвол судьбы, отняли право на жизнь и, вдумайтесь, практически саму жизнь?

    Страшно. Но страшнее то, что и сегодня отголоски того времени мы не только слышим, но и ощущаем на себе. В этом смысле портал «ЛитКритика.by» дает надежду, что все изменится к лучшему – правда победит ложь, приспособленчество и, как результат, серость и однообразие нашей литературной, а также повседневной жизни, в которой, прежде всего, важно быть свободным.


Добавление комментариев закрыто.

Нас считают

Рейтинг@Mail.ru

Откуда вы

free counters
©2012-2019 «ЛитКритика.by». Все права защищены. При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.